Православные коаны
СЕМЬДЕСЯТ СЕМЬ
ПРАВОСЛАВНЫХ КОАНОВ
Оп.: Москва, 1996. Без указания автора, на обороте титула: "Творческая
мастерская "Русское чудо". Тир. 300 экз. Формат 60х84 1/32.95 с. Cм.
юмор.
Номер каждого "коана" - это страница, только 1 коан - на странице
11, и далее по одному коану на странице (страницы не нумерованы в той части книге,
где размещены коаны).
Предисловие собирателя православных коанов
Ученик обращается к Бодхидхарме (основоположнику китайского
буддизма):
— Учитель, моя душа
не знает покоя. Умоляю тебя, успокой ее,
— Принеси твою душу сюда, и я ее успокою.
— Я искал ее все эти долгие годы и все еще не могу ухватиться
за нее.
— Ну, вот. Теперь она успокоена раз и навсегда.
Коан патриарха Даена, V век.
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
«РУССКОЕ ЧУДО»
В Дэен-буддизме коанами называют короткие диалоги между мастером и учеником.
Они возникали непреднамеренно и носили парадоксаль-
3//4
ный характер, то есть были абсурдны и нелепы с точки зрения здравого смысла, обыденного
сознания. В результате внерассудочного постижения — разрешения коана, чему предшествовала
длительная практика размышления, осуществлялся долгожданный прорыв. Ученик пробуждался,
просветлялся, переживал полноту бытия и свое единство с миром на глубине, недоступной
обычному восприятию.
Как известно, православная святоотеческая традиция не знает подобных приемов,
и заигрывание с методиками духовной традиции, стоящей на ином основании, считается
небезопасным. Да и само словосочетание "православный коан" — не является
ли оно кощунственной игрой слов, изощренным смехо-творством, очередным глумлением
над нашей православной Церковью и людьми, старающимися жить в согласии с ее учением?
Грязи и так вылито предостаточно, причем, на наш взгляд, в основном людьми, никогда
и не пытавшимися действительно жить в соответствии со святоотеческим преданием,
с церковным учением, с Евангелием. Поэтому собиратель отмежевывается от тех авторов,
которые чуть ли не со сладострастием смаковали связи священно-
4//5
служителей с КГБ или примеры "аморальности" пастырей: нам с ними
не по пути. Однако разбор подобных обвинений — отдельная тема, и мы не имеем возможности
на этом останавливаться. Бесспорно, что, с точки зрения традиционного богословия,
выражение "православный коан" (далее ПК), по крайней мере, бессмысленно.
Однако оно оказывается отнюдь не бессмысленным в контексте нашей церковной проблематики.
Точнее, сама эта проблематика порождалась жизнью и работой собирателя в различных
структурах православной Церкви, общением с ее приверженцами — клириками и мирянами
— в течение десяти лет. Приведенные тексты подтверждают старую истину: механическое,
бездумное оперирование "духовной" терминологией лишь подчеркивает банальность
произносимого и не только не приводит к пониманию, но и искажает подлинный смысл
происходящего. И это не единичные случаи. В особо урожайные дни удавалось собирать
по несколько коанов. Неадекватная реакция персонажей на ту или иную ситуацию порождает
двусмысленность и не просто обнаруживает духовную безграмотность, но является
зловещим признаком паралича сознания, сна разума,
5//6
одебеления чувств, обернутых в благочестивую оболочку церковной фразеологии.
Проблема, однако, этим не исчерпывается. Ведь если в отдельных случаях безответственность
и небрежность в обращении со словом можно вменить нерадивому пастырю, то обвинить
бедных церковных бабушек в неискренности и обскурантизме мы никак не вправе. Многие
коаны, особенно те, где говорят простые люди — да даже и семинаристы,— вообще
обнаруживают отсутствие "виноватых". Подобные ситуации, на наш взгляд,
являются типологическими, то есть характерными, а вовсе не случайными. Именно
это и представляет интерес, поскольку выявляет суть проблемы. Усвоение некоторых
элементов православного мировидения, общение с его носителями, жизнь в церковной
среде, как видно из текстов, порождают устойчивые типы реакций на те или иные
типические ситуации. Эти реакции неадекватны тому, что происходит на самом деле.
Иначе говоря, дело не в "халатности", хотя и это порой имеет место.
Собиратель готов признать