РуЛиб - онлайн библиотека > Дорофей Авва > Религия и духовность: прочее > Душеполезные поучения и послания

Читаем онлайн «Душеполезные поучения и послания»



Душеполезные поучения и послания

Книга составлена по материалам библиотеки интернет-портала "Азбука Веры"

www.azbyka.ru




Душеполезные поучения и послания

преподобный Отец наш авва Дорофей




Содержание

Предисловие

Краткое сказание о преподобном Дорофее

Сказание о блаженном отце Досифее, ученике св. аввы Дорофея

Преподобного отца нашего аввы Дорофея


душеполезные поучения к своим ученикам

Поучение первое. Об отвержении мира

Поучение второе. О смиренномудрии

Поучение третье. О совести

Поучение четвертое. О страхе Божием

Поучение пятое. О том, что не должно полагаться на свой разум

Поучение шестое. О том, чтобы не судить ближнего

Поучение седьмое. О том, чтобы укорять себя, а не ближнего

Поучение восьмое. О злопамятности

Поучение девятое. О том, что не должно лгать

Поучение десятое. О том, что должно проходить путь Божий разумно и внимательно

Поучение одиннадцатое. О том, что должно стараться скорее отсекать страсти, прежде нежели они обратятся в злой навык души

Поучение двенадцатое. О страхе будущего мучения и о том, что желающий спастись никогда не должен быть беспечен о своём спасении

Поучение тринадцатое. О том, что должно переносить искушение с благодарностию и без смущения

Поучение четырнадцатое. О созидании и совершении душевного дома добродетелей

Поучение пятнадцатое. О Святой Четыредесятнице

Поучение шестнадцатое. К некоторым келлиотам, вопросившим преподобного авву Дорофея о посещении братии

Поучение семнадцатое. К наставникам в монастырях и к ученикам, как должно наставлять братию и как повиноваться наставникам

Поучение восемнадцатое. К брату, проходящему келарскую службу

Поучение девятнадцатое. Различные краткие изречения

Поучение двадцатое. Изъяснение некоторых изречений святого Григория, которые поются с тропарями на Святую Пасху

Поучение двадцать первое. Толкование некоторых изречений святого Григория о святых мучениках

Послания преподобного Аввы Дорофея

Вопросы преподобного Дорофея и ответы, данные на них святыми старцами Варсануфием Великим и Иоанном Пророком 1-40

Вопросы преподобного Дорофея и ответы, данные на них святыми старцами Варсануфием Великим и Иоанном Пророком 41-87




Душеполезные поучения и послания

Преподобный Отец наш Авва Дорофей




Предисловие

     Предлагая просвещённому вниманию любителей отеческих писаний перевод на русский язык книги поучений преподобного аввы Дорофея, считаем не излишним сказать несколько слов о сем издании.


     Перевод сей сделан с греческой книги, изданной в Венеции, в 1770 году, и тщательно сличён со славянским переводом, который совершён ещё в начале XVII столетия и издан первый раз в Киево-Печерской Лавре архитипографом оной иеросхимонахом Памвою Берындою в 1628 году [ 1 ], а ныне печатается без всякой перемены при славянском переводе трудов св. Ефрема Сирина, составляя 4-ю часть оных. Через сие сличение все неудобопонятные места славянского перевода (для большей части читателей тёмного уже по самой древности языка и некоторым особенностям в выражениях) получили надлежащее исправление, а те места греческого текста, которые оказались особенно несходными со славянским переводом, выставлены нами в подстрочных примечаниях, где помещены также и немногие необходимые пояснения.


     Вместо нескольких вопросов и ответов на них свв. старцев Варсануфия Великого и Иоанна Пророка, которые печатались обыкновенно в славянских изданиях книги преп. Дорофея, мы поместили здесь все письменные беседы между великими старцами и достойным учеником их преп. Дорофеем, какие только дошли до нас в книге ответов свв. Варсануфия и Иоанна.


     Мы старались, чтобы перевод наш был сделан сколько возможно точнее, ближе к подлиннику и в то же время был прост, ясен и удобовразумителен для каждого, дабы соблюсти таким образом и в переводе те особенные свойства поучений преп. Дорофея, о коих упомянуто в послании о сей книге, где между прочим сказано, что хотя преподобный и высок был по дару слова, но, желая и в этом явить собою пример смиренномудрия, он предпочитал везде смиренный и простой образ выражения и невитиеватость речи.


     Охотно сознаемся, что при