РуЛиб - онлайн библиотека > Маслов схиархимандрит Иоанн > Религия и духовность: прочее > Преподобный Амвросий Богоносный старец Оптинский

Читаем онлайн «Преподобный Амвросий Богоносный старец Оптинский»

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)


Преподобный Амвросий Богоносный старец Оптинский

"Он твердо верил, что все страдания мира, как бы ни были они сильны, жестоки и изощренны, не могут победить Божественной любви, в лучах которой тает и исчезает всякое страдание и уныние".

Схиархимандрит Иоанн

Библиотека Золотой Корабль.RU 2014

ПРЕДИСЛОВИЕ

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ

НАУКА О СПАСЕНИИ

АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ


Предисловие

Имя великого Богоносного старца Амвросия стоит в одном ряду среди наиболее любимых и почитаемых народом святых: Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадского... Свеча его святости своим ярким пламенем освещала не только всю православную Россию, но ее яркий свет вышел далеко за пределы пространства и времени.

"Подвиг его любви к ближнему изумлял его современников и волнующе захватывал и восхищал души последующих поколений...

Этот подвижник, живший в маленькой келье, сумел раздвинуть ее стены на необъятные пространства. Люди всех званий и положений, жители самых далеких губерний - все знали смиренного прозорливого оптинского старца...

Имя старца Амвросия было известно далеко за пределами России. Знали его и Афон, и святой Иерусалим - весь православный Восток", - эти проникновенные слова схиархимандрита Иоанна (Маслова) как нельзя лучше отображают величие жизненного подвига преп. Амвросия Оптинского.

О преподобном написано множество книг - различными духовными лицами, духовными и светскими писателями, давними и новыми авторами. И все же книга схиархимандрита Иоанна - особенная. В чем же ее особенность? О великом духоносном старце XIX века пишет духоносный старец нашего времени, ученик великих Глинских старцев, который сам пришел в меру "мужа совершенна" и в полноте обладал благодатными дарами Святого Духа: духовного рассуждения, прозорливости, исцеления, благодатного утешения и самым главным - совершенством христианской любви, безстрастием и чистотой сердца. О благодатной силе его духовного рассуждения свидетельствует тот факт, что о. Иоанна еще молодым иноком благословили Глинские старцы писать ответы на письма, приходившие в их адрес. При чем великий старец Андроник, дерзновенный молитвенник за мир, перечитывая ответы будущего схимника, с восторгом восклицал: "Так и надо писать!" Так еще с юности на нем лежала печать особого духовного избранничества.

И главная особенность этой книги состоит в том, что схиархимандрит Иоанн как никто иной сумел проникнуть в духовный мир преподобного Амвросия, раскрыть красоту и глубину его святой личности. Об этой книге можно сказать ее же словами, но уже применительно к самому о. Иоанну: его слово горит огнем неотразимого благодатного убеждения, оно согревает теплотой любви каждое сердце; будучи чуждым холодности и внешней вычурности, оно дышит красотой христианского смирения, несет всем мир и радость.

Житие Преподобного Амвросия

ДЕТСТВО

Великий Богоносный старец иеросхимонах Амвросий (в миру Александр Михайлович Гренков) родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. Во святом крещении он был назван Александром, в честь благоверного князя Александра Невского, память которого совершалась в самый день рождения младенца. Его отец, Михаил Федорович, занимал должность сельского дьячка. Мать, Марфа Николаевна, занималась воспитан нем своих детей, а их было восемь человек. В их семье жили еще дед и бабушка. Александр рос веселым и резвым мальчиком. Он любил сельское приволье и шумные игры. Его детское воображение постоянно было наполнено забавами, и поэтому ему не сиделось дома. Часто случалось, что, получив от старших какую-нибудь работу по дому, он при первой же возможности бросал ее и убегал на улицу.

Родители, а также дед и бабушка были людьми глубоко религиозными и благочестивыми, и это находило свое отражение в укладе семейной жизни. О матери своей старец всегда говорил, что она была святой жизни. Понятно, что резвость Александра не находила одобрения в этой степенной и скромной семье, где на все детские, даже невинные, шалости смотрели как на значительные проступки. Поэтому к мальчику в семье относились с холодностью; и ни дед, ни бабушка, ни даже родная мать не любили его так, как остальных его братьев, которые пользовались вниманием и любовью старших. "Однажды, - так впоследствии передавал сам старец Амвросий, - очень раздосадованный этим, я решил отомстить брату, которого особенно любили родители. Зная, что дед мой не любит шума и что, если мы дети, бывало, расшумимся, то он всех нас без разбора: и правого, и виноватого - отдерет за чуб, я, чтобы подвести своего братишку под тяжелую руку деда, раздразнил его. Тот закричал, и выведенный из терпения дед отодрал и меня, и