Читаем онлайн «Монизм как принцип диалектической логики»
- 123 . . . последняя (128) »
Л.К. Науменко
Монизм как принцип диалектической логики Алма-Ата: Наука, 1968Оглавление
Введение
Часть первая. Проблемы монистической философии
Глава I. Метафизическое и диалектическое понимание «конкретного» 1. Постановка вопроса: логика предмета и предмет логики 2. Миф 3. Логос 4. Философия, «космическая справедливость» и «натуральная логика»
Глава II. Противоречия монистической мысли. Теоретическая мысль и чувственный опыт 1. Абсолютная граница. Категориальные определения. Логика и теоретическое познание. Элеаты 2. Простейшая логическая модель – атомизм. Противоречия атомистического редукционизма. Демокрит 3. Философский редукционизм и методология науки
Глава III. Проблема сущности. Материя и форма 1. Вещь и сущность. Сущность и существование. Единство субстрата и многообразие сущностей. Платон 2. Научное понятие и «банальные реальности». Индивидуальный объект и универсальная сущность 3. Материя и форма. Аристотель 4. Форма как целостность. Интерпретация
Часть вторая. Проблемы монистической методологии
Глава I. Философия как методология. Критика методологического релятивизма
1. От монистической философии к специальным наукам 2. Принцип гомогенности. Объект науки и ее предмет
Глава II. Принцип монизма и проблема реальности в науке
1. Геометрия как физика. Геометрия как математика 2. Проблема реальности в математике 3. Принцип гомогенности и проблема имманентного метода в языкознании 4. Категория субстанции и противоречия в лингвистике
Глава III. Философия как гносеология. Критика гносеологического релятивизма и натурализма
1. Принцип «ненаблюдаемости». Внешнее и внутреннее. Объект и субъект 2. Структура действительности и динамика познания 3. Антиномия экстенсивного и интенсивного в познании
Часть третья. Диалектика как единство методологии, логики и гносеологии
Глава I. Метод науки
1. Краткие выводы и постановка вопроса 2. О методе «Капитала» Маркса 3. Метод «Капитала» и классическая философская традиция
Глава II. Предмет науки
1. Единство многообразного. Эмпирическое и теоретическое 2. Отношение содержания к форме вещи. Предмет науки как «практически истинная абстракция» 3. Единство формы и содержания. Категория сущности
Глава III. Единство предмета и метода
1. Категории – формы движения теоретической мысли. Понятие и его предмет 2. Совпадение логики, диалектики и теории познания
Заключение
Введение
Марксизм – цельное и стройное учение, последовательно развивающее из единого принципа все богатство своего содержания, включающего универсальные закономерности природы, общества и человеческого мышления. Методом, позволяющим охватить в едином воззрении столь обширные и столь своеобразные области познания и деятельности, является диалектика, представляющая собой «алгебру» современного материалистического монизма. Именно диалектика дала возможность довести здание материализма доверху, создать на его основе научную политическую экономию и научный коммунизм. Монизм – не новая идея в философии, но только в марксистской философии эта идея доведена до практики научного познания, возведена в принцип его методологии и логики, диалектическая логика, впитавшая в себя лучшие достижения научной мысли, предусматривает применение принципа монизма не только в области идей философии, но и всякой другой науки. Логико-методологический аспект этого принципа и составляет тему настоящего исследования. Положение о всеобщей связи и обусловленности вещей и процессов, о «связи всего со всем» – одно из основных в диалектике. Однако если его рассматривать вне связи с остальным содержанием этой науки, отвлекаясь от анализа конкретных условий универсального взаимодействия явлений, то оно останется абстрактной истиной, которой с успехом может быть противопоставлена столь же абстрактная, но прямо ей противоположная – «ничто ни с чем не связано». В самом деле, не только в научном исследовании, но и в повседневности мы воздерживаемся от попыток обнаружения взаимной связи и обусловленности явлений, заведомо отдаленных и внутренне не родственных друг другу, следуя известному предписанию народной мудрости, фиксирующему практический и логический опыт поколений: не увязывать бузину в огороде с дядькой в Киеве. Разумеется, в известном, весьма отвлеченном смысле и пыльная буря в Ливии оказывается «связанной» с судьбой военной кампании, и насморк Наполеона – с исходом Бородинского сражения, и каприз фаворитки с судьбой целой нации, и бузина в огороде – с дядькой в Киеве... В истории науки нет недостатка в примерах такого рода рейдов праздного рассудка. Еще и по сей день находятся охотники рассматривать великие события
- 123 . . . последняя (128) »