РуЛиб - онлайн библиотека > Шилкова Елена > Хобби и ремесла: прочее > Волшебный батик

Читаем онлайн «Волшебный батик»

Елена Александровна Шилкова Волшебный батик

Предисловие

Ремесло росписи тканей сформировалось примерно в то же время, что и ткачество. С этого момента прошло не одно столетие, изменились технологии, появились современные материалы и инструменты, даже машины научились украшать ткани, т. е. современное развитие ткацкого производства достигло очень высокого уровня, что дает нам огромнейший выбор тканей, разнообразных по фактуре, цвету, рисунку. Тем не менее ручная роспись по-прежнему находит огромное количество поклонников. Причину этого, наверное, стоит поискать в стремлении человека, в частности женщин, выглядеть каждый раз оригинально, неповторимо. Отсюда увлечение ручной вязкой, вышивкой и, конечно, батиком. Эта технология, трансформировавшаяся в соответствии с требованиями времени, заняла подобающее место в ряду других видов декоративно-прикладного искусства.

Мы познакомим вас с основными способами росписи ткани, освоив которые, вы сумеете украсить интерьер своего жилища, создать уникальную одежду, приобщитесь к искусству и сможете самореализоваться, поскольку перед вами откроется возможность не только повторить чьи-то находки, ной разработать собственные техники, а удовольствие от работы, которое вы получите, ни с чем не сравнимо. Одно только предупреждение: батик легко превращается в стойкую привычку и, однажды начав, вы никогда не сможете от него отказаться.

В нашей книге мы постараемся не только обобщить имеющийся к данному моменту опыт, но и представим некоторые работы, ставшие классикой.

«Волшебный батик» картинка № 1

Принадлежности

Перед тем как вы приступите к росписи, необходимо многое узнать, поскольку именно от этого зависит успех начатого дела.

«Волшебный батик» картинка № 2
Материалы
Прежде всего надо научиться ориентироваться в тканях, изучить возможности росписи по ним, их особенности и то, чего следует ожидать от того или иного материала. Традиционными для батика являются шелк, шелк-понже, крепдешин, туаль, хлопчатобумажные и льняные ткани (ситец, репс, медаполам, батист, поплин, лен), органза, сатин. Все они разные – тонкие и более плотные, гладкие и чуть шершавые на ощупь, блестящие и матовые, но важно не только это, но и то, что они неодинаково впитывают краску – свойство, важное для батика. Хлопчатобумажные ткани отлично поглощают краску, и они действительно используются в этом прикладном искусстве, в частности для горячего и узелкового батика. Находят применение и более плотные ткани, такие как репс или поплин. Однако, чем ткань тоньше, чем реже переплетение волокон, ее образующих, тем процесс легче, а результат изысканнее, поэтому очень привлекательно смотрится роспись на маркизете, батисте, шифоне или мадаполаме.

Льняные ткани окрашиваются труднее; кроме того, на них нередко встречаются узелки, которые своей грубостью портят впечатление от работы.

Ткани, которые производят на основе растительных волокон, подвержены усадке при стирке. Но они растягиваются в меньшей степени, поэтому легко закрепляются на раме. Подобные ткани характеризуются наиболее древним – полотняным плетением (рис. 1), в котором нити основы и утка располагаются в шахматном порядке, т. е. вдоль ткани идут нити основы, а поперек – нити утка.

«Волшебный батик» картинка № 3

Рисунок 1. Полотняное переплетение нитей:

1) основа; 2) уток


Если вы решились на первую работу то именно с более дешевых и легких в работе хлопчатобумажных тканей и следуют начать. Когда вы вполне освоите азы этого искусства, можете переходить на более тонкие шелковые ткани, которые предпочитают профессионалы, любящие шелк за нежность, воздушность, блестящую поверхность, на которой эффектно переливаются и сочные, и пастельные тона. В отличие от хлопка на шелке краски смотрятся более насыщенно, они с легкостью растекаются и образуют изящные узоры. Удовольствие работать с таким материалом ни с чем не сравнимо.

«Волшебный батик» картинка № 4
Термином «батик» обозначают все виды росписи ткани, выполняемые вручную. Техника резервирования имеет древнее происхождение и была известна еще шумерам: до нас дошли египетские коптские ткани, датированные III–VII вв. н. э., на которых по красному и синему фону причудливо извивался белый рисунок.

Ассортимент шелковых тканей достаточно разнообразен, более того, все они по-разному ведут себя при росписи. Из шелковых тканей с полотняным переплетением нитей для батика в большей степени подходят креп-жоржет, крепдешин, креп-шифон и туаль, хотя применяются и некоторые другие.

Креп-жоржет (от франц. егере, от лат. crispus – «шероховатый, волнистый» + Georgette – Жоржетта де ла Плант, так звали модистку, жившую в Париже в XIX в.) и креп-шифон (от франц. chiffon – «тряпка») – тонкие