РуЛиб - онлайн библиотека > Автор неизвестен > Мифы. Легенды. Эпос > Осетинские нартские сказания

Читаем онлайн «Осетинские нартские сказания»


Осетинские нартские сказания
Древний осетинский нартский эпос.




 
«Осетинские нартские сказания» картинка № 1

«Осетинские нартские сказания» картинка № 2
 
«Осетинские нартские сказания» картинка № 3

 
«Осетинские нартские сказания» картинка № 4
«Осетинские нартские сказания» картинка № 5
«Осетинские нартские сказания» картинка № 6
«Осетинские нартские сказания» картинка № 7
 
«Осетинские нартские сказания» картинка № 8

Вступительная статья. Героический эпос осетинского народа


В богатом и разнообразном устном творчестве осетинского народа центральное, самое почетное место занимают нартские сказания. В них яркое выражение получили лучшие думы и чувства, мечты и чаяния осетинского народа в прошлом. Нартский эпос, зародившись в глубокой древности, формировался на протяжении жизни многих поколений. В осетинском народе никогда не угасали искры народного творчества. Он, бережно храня свои драгоценные сказания о нартах, передавал их из поколения в поколение и пронес их через века.

Народные певцы, как Бибо Дзугутов, Дзарах Саулаев и многие другие, пели на память десятки и сотни песен и сказаний из героического нартского эпоса. Эти чудесные песни звучали в горных ущельях и в широких долинах, в бедных саклях и на шумных нихасах, призывая народ к борьбе с угнетателями.

В условиях, когда у осетин еще не было письменности, народные певцы-сказители оказывали могущественное влияние на слушателей. Такие певцы проживали в каждом осетинском селении. Наиболее выдающиеся из них были известны не только в своем селении, но и по всей Осетин, а часто и за ее пределами. Так, например, знаменитого Бибо Дзугутова знали не только в Осетии, но и в Кабарде.

Устная поэзия осетинского трудового народа явилась родоначальницей осетинской книжной литературы. Мотивами народного творчества вдохновлялся великий осетинский народный поэт Коста Хетагуров, который первый обратил серьезное внимание на осетинский фольклор и ввел его в осетинскую художественную литературу.

Образ осетинского народного сказителя-певца с замечательным мастерством обрисован поэтом в его знаменитом произведении "Кубады":

Страной родною
И Кабардою
С фандыром шел он
В Калаке с пылом
За песни пил он
В кругу веселом.
Конца чудесным
Сказаньям, песням
Не знал Кубады.
Ему, внимая,
Смеясь, рыдая,
Все были рады.
Топтать дороги
Не бросят ноги,
Не смолкнет пенье...
Вот видим снова
Певца слепого
В родном селенье.
В жару; в бураны
Он в шубе рваной
Свой путь свершает.
Дрожат колени...
Но кто в селеньи
Певца не знает?

(Перевод с осетинского Панченко)


Высоко ценя нартский эпос, Коста Хетагуров в одном из стихотворений пишет:

Если б, как нарты, я пел вдохновенно,
Если б фандыр мой и в небе звучал -
Все бы созвал я народы вселенной
И о страданьях своих рассказал.

(Перевод с осетинского Олендера)


Коста в лучших своих произведениях отразил всю прелесть народного творчества, украсил блеском своего таланта замечательные народные сказания и песни.

Многовековая история, быт и психология осетинского народа получили яркое и глубокое отражение в нартском эпосе. Сказания о нартах - это своего рода энциклопедия жизни осетинского народа.

"Подлинную историю трудового народа, - говорит М. Горький, - нельзя знать, не зная устного народного творчества, которое непрерывно и определенно влияло на создание таких крупнейших произведений книжной литературы, как, например, "Фауст", "Приключения барона Мюнхгаузена", "Пантагрюэль и Гаргантюа", "Тиль Уленшпигель" де-Костера, "Освобожденный Прометей" Шелли и многие другие. От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории". (М. Горький. Доклад на Первом всесоюзном съезде советских писателей.)

Нартские сказания, несомненно, зародились в условиях родового строя. Нартское общество состоит из нескольких родов. Среди них особо выделяются три главных рода: Ахсартаггата, Бората и Алагата.

Основные сказания о нартах рисуют черты весьма древних общественных отношений, свойственных