Читаем онлайн «Обладать»
- 123 . . . последняя (13) »
А. С. Байетт Обладать
Посвящается Изобель Армстронг
Когда писатель называет своё произведение «романтическим романом», стоит ли пояснять, что тем самым он притязает на некоторую вольность в рассуждении манеры и материала, на какую не смел бы посягать, если бы объявил, что пишет роман реалистический. Сей последний род сочинений, как принято считать, стремится к обстоятельнейшей достоверности в изображении не только что возможных, но и правдоподобных, обыденных событий человеческой жизни. Первый же род, хотя и обязан он, будучи произведением искусства, неукоснительно подчиняться правилам и хотя всякое уклонение от истины в изображении душевного мира для него есть грех непростительный, всё же он в известной степени позволяет представить такую истину в обстоятельствах большей частью выбранных или придуманных сочинителем… Этот роман следует отнести к романтическим на том основании, что здесь делается попытка связать прошедшее с ускользающим от нас настоящим.Н. Готорн,из предисловия к роману «Дом о семи фронтонах»
A. S. Byatt POSSESSION Copyright © 1990 by A. S. Byatt All rights reservedНо если, истончившись, оболочкаРаздувшегося вымысла нам явитРеальность под собой — что мы увидим?Погиб ли прежний мир? Вас окружатДостойнейшие: доблесть, юность, гений —Угодно ли? — вот знатность, вот богатство.Свои законные права к стопамСлагают вашим, почитают вас(То бишь меня) товарищем и братом.Теперь они со Сляком заодно:Ну прямо скажем, мною одержимы…Всё может статься. Лишь прилгни чуть-чуть —Всё сбудется. Выходит, Сляк обманщик?Но чем, скажите, он поэта хуже,Поющего о вымышленных греках,Их подвигах под вымышленной Троей?..Да что поэзия! Возьмите прозу.Разносчики-то мудрости житейскойОбходятся ли без сподручной лжи?Всяк преподносит истины и были,В них то лишь оставляя, что согласноС его же мненьем, прочее — долой.Век ящеров, история народов,Индейцы дикие, война в Европе,Жером Наполеон — что вам угодно.И всё — как хочет автор. Вот такимИ деньги, и хвала: они-де в каменьВдохнули жизнь, зажгли огнём туман,Былое воскресили в настоящем.Все ахают: «Как вы сыскали нить,Что вас вела по этим лабиринтам?»,«Как вы из воздуха слепили явь?»,«Как вы на столь мизерном основаньиВоздвигли жизнеописанье, повесть?»,Иначе говоря: «Из скольких лжейВеличественную сплели вы правду?»Роберт Браунинг,из поэмы «Мистер Сляк, „медиум“»
© В. К. Ланчиков, Д. В. Псурцев, перевод на русский язык, 2015 © Издание на русском языке. ООО «Издательская Группа „Азбука-Аттикус“», 2015 Издательство ИНОСТРАНКА®
Глава 1
Книга была толстая, в чёрном пыльном переплёте. Крышки переплёта покоробились и поскрипывали. Прежние владельцы обращались с книгой не очень-то бережно. Корешок отсутствовал — вернее, он был, но торчал из книги, зажатый между страницами, как пухлая закладка. Книга была несколько раз перехвачена грязной белой тесьмой, завязанной аккуратным бантиком. Библиотекарь передал книгу Роланду Митчеллу, который дожидался её в читальном зале Лондонской библиотеки. Книгу извлекли на свет божий из тёмных недр сейфа № 5, где она стояла между «Проказами Приапа» и «Любовью в греческом вкусе». Происходило всё это сентябрьским днём 1986 года в десять часов утра. Роланд хорошо видел часы над камином, хотя маленький столик, за которым он расположился — любимое место, — скрывался от зала за квадратной колонной. Из высокого окна справа лился солнечный свет, а за окном зеленели кроны деревьев на Сент-Джеймсской площади. В Лондонскую библиотеку Роланд захаживал с особенным удовольствием. Пусть обстановка тут и не радовала глаз, зато имелись хорошие условия для работы; всё здесь дышало историей. ЗаглядывалиТам, в месте том, — сад, дерево и змей,Свернувшийся в корнях, плоды златые,И женщина под сению ветвей,И травистый простор, и вод журчанье.Всё это есть от веку. На краюБылого мира в роще заповеднойУ Гесперид мерцали на извечныхВетвях плоды златые, и драконЛадон топорщил самоцветный гребень,Скрёб когтем землю, щерил клык сребряный,Дремал, покуда ловкий Геркулес,Его сразивши, яблок не похитил.Рандольф Генри Падуб,из поэмы «Сад Прозерпины», 1861
- 123 . . . последняя (13) »