РуЛиб - онлайн библиотека > Вьяса > Религия > Бхагавад-гита

Читаем онлайн «Бхагавад-гита»

стр.

Бхагавадгита (“Господня Песнь”)


With love

Перевод на русский язык и предисловие Шалаграма даса (С. М. Неаполитанского)

О правильном написании названия “Бхагавадгита” и неправильном “Бхагават-гита”

СОДЕРЖАНИЕ

Кришна и Арджуна на колеснице во время битвы Махабхараты

Глава 1. На Поле Битвы Курукшетра

Глава 2. Учение о душе

Глава 3. Путь деяния

Глава 4. Отречение, жертва и знание

Глава 5. Истинное отречение

Глава 6. Путь медитации

Глава 7. Бог и мир

Глава 8. Путь к Абсолютному Духу

Глава 9. Путь царственного знания и тайны

Глава 10. Божественные проявления

Глава 11. Созерцание Вселенского образа

Глава 12. Путь Божественной любви

Глава 13. Дух и материя

Глава 14. Три гуны природы

Глава 15. Путь к Высшему Существу

Глава 16. Божественная и демоническая природа

Глава 17. Три вида веры

Глава 18. Освобождение через отречение

Краткое знакомство с Бхагавад Гитой



КРАТКОЕ ЗНАКОМСТВО С БХАГАВАД-ГИТОЙ

Бхагавадгита (Господня Песнь) – поистине уникальное явление в истории мировой культуры. Ценность Гиты состоит в ее исключительной способности воздействовать на духовное развитие человека, которое проявляется в этическом, социальном и психологическом аспектах. Через решение проблемы “кто я?” Гита дает правильный ответ на вопрос “что делать?” и открывает способы достижения особого внутреннего состояния, в котором можно не только постичь непреходящие духовные ценности, но и претворить их в жизнь. В Гите дается разрешение проблем смысла человеческого существования, столкновения личных и общечеловеческих представлений о морали. Учение Гиты затрагивает самые разные стороны бытия, начиная с обыденной, житейской, и до метафизической, духовной.

Бхагавадгита призывает к бескорыстной деятельности, самоочищению, высшему познанию, освобождению от пороков: гнева, вожделения, жадности и невежества. Она открывает пути избавления от недостатков и несовершенства, указывает на вселенскую гармонию, которая является проявлением Высшего Разума. Она служит интересам истины и дает нам возможность жить реальностью, а не только грезить о ней.

Возвышенность и простота изложения Гиты привлекает многих мыслителей, стремящихся познать свое внутреннее я и сущность всеобщего бытия.

Впервые Бхагавадгита была переведена на Западе в 1785 году Ч.Уилкинсом (на русский язык – в 1788 г. А.А.Петровым и издана в Москве в типографии Н.Новикова) и вызвала огромный интерес не только специалистов, но и писателей, поэтов, философов. В.Гумбольдт назвал ее “прекраснейшим и, может быть, единственным истинно философским произведением из написанных на известных нам языках”. Влияние Гиты отразилось в творчестве таких выдающихся деятелей европейской культуры, как Гете, Гердер, Гартман, Новиков. О ней с восхищением отзывались Гегель, Шопенгауэр, Бетховен, Гейне, Роден, Эйнштейн, Неру, Ганди. Ее исследованием занимались многие выдающиеся ученые – Х.Лассен, Э.Бюрнуф, Э.Сенар, Ауробиндо Гхош, Л.Валле, С.Радхакришнан, С.Леви. Гита стала неиссякаемым источником, из которого черпали идеи писатели и поэты Запада. Знакомство с Бхагавад-гитой отчетливо проявляется в творчестве Шелли, Дж.Рассела, Вордсворта, Р.Роллана, Л.Толстого, И.Бунина, У.Уитмена, Г.Гессе. Особое влияние Гита оказала на творчество американских писателей и философов. Здесь прежде всего следует отметить Р.Эмерсона, называвшего Гиту “первой из книг и книгой книг”. Философия Эмерсона вдохновлялась стремлением непосредственно соприкоснуться с Истиной. И Эмерсон не случайно обратился к Гите. Он находил в ней то, что ценил выше всего – способность пробуждать людей от духовного сна, душевной тупости и косности.

В Гите, как в фокусе, сошлись все грани ведической философской и религиозной мысли. Эту идею ярко выразил в своей книге “Открытие Индии” Дж.Неру, который отметил, что притягательная сила Гиты для народов Индии так же велика в настоящее время, как и в древности, и что к Гите обращаются все философские школы Индии. Неру часто говорил, что Гита осветила всю его жизнь, и характеризовал ее как книгу, к которой разум человека обращается в период кризиса, когда его одолевают сомнения. Знающий Гиту, говорил величайший философ Шанкара, знает сущность Упанишад и Вед.

Затрагиваемые в Гите проблемы волновали людей испокон веков. Самопознание, постижение Высшей Реальности – насущная потребность человека. Любой мыслящий человек, задумываясь над своим неуклонным движением от рождения к смерти, над быстротечностью жизни, не может не спросить: “Какова цель всего этого в целом, если отвлечься от всех мелочей и случайностей?” Гиту надо изучать не с какой-то абстрактной точки зрения: необходимо проникнуть в дух и логику самой Гиты и исследовать ее, основываясь на ее же высказываниях; только так можно дать ей правильную, объективную оценку. А для того, чтобы проникнуть в Гиту, чтобы она открылась нам, надо
стр.