РуЛиб - онлайн библиотека > Луков Владимир > Литературоведение (Филология) > Гений на века: Шекспир в европейской культуре

Читаем онлайн «Гений на века: Шекспир в европейской культуре»

Николай Захаров
Владимир Луков
ГЕНИЙ НА ВЕКА:
ШЕКСПИР
В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ
НАУЧНАЯ МОНОГРАФИЯ
Москва
ГИТР
2012
ББК 83.3 (4 Вел)+83м(2Рос=Рус1)
З 38
Книга написана при поддержке Российского гуманитарного научного фонда
(проект 11-44-93039; проект 2011-04-12064в)
Печатается по решению
Института фундаментальных и прикладных исследований
Московского гуманитарного университета
и Секции гуманитарных наук Русского отделения
Международной академии наук (IAS, Австрия)
З 38
Захаров Н. В., Луков Вл. А.
Гений на века : Шекспир в европейской культуре : научная монография. — М. : ГИТР [Гуманитарный институт телевидения и радиовещания
имени М. А. Литовчина], 2012. — 504 с.
ISBN 978-5-94237-049-7
В монографии раскрывается понятие «культ Шекспира», характеризуются этапы его становления и развития в литературе, художественной культуре Европы от
момента его возникновения до XIX века, раскрывается его функционирование в
культуре Англии, Франции, Германии, особое внимание уделяется «культу Шекспира» в России, обширный раздел посвящен проблеме «Шекспир и Пушкин».
В рамках исследования раскрываются понятия «шекспиризация» (явление, более
характерное для культуры Западной Европы) и «шекспиризм» (явление, в наибольшей степени проявившееся в творчестве русских писателей). В разделе «Тезаурусное расширение» даны очерки о современниках Шекспира, раскрываются
новые понятия «шекспиросфера» и «неошекспиризм». Книга предназначена для
широкого круга читателей — преподавателей, студентов, старшеклассников, для
всех, кто интересуется классической литературой Европы и России.
ББК 83.3 (4 Вел)+83м(2Рос=Рус1)
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор Т. Ф. Кузнецова
доктор филологических наук, профессор В. П. Трыков
Секция гуманитарных наук Русского отделения
Международной академии наук (IAS, Австрия)
ISBN 978-5-94237-049-7
© Захаров Н. В., Луков Вл. А., 2012
ВВЕДЕНИЕ
ОТ КУЛЬТА ШЕКСПИРА К ШЕКСПИРОСФЕРЕ
Шекспир — один из наиболее изученных писателей мира. Возникла
целая отрасль филологии — шекспироведение, а на Западе в связи со
всем тем, что связано с именем гениального британца и тиражируется
в различных формах обыденной культуры, принято говорить о целой
«шекспировской индустрии».
Отправной точкой формирования культа Шекспира можно считать
предисловие Бена Джонсона к первому собранию сочинений драматурга (т. н. Первое Фолио, 1623)1. Уже тогда Бен Джонсон, современник
и соперник по драматическому ремеслу, в стихотворном посвящении
«Памяти моего обожаемого Автора Мистера Уильяма Шекспира и того,
что он нам оставил» дал высочайшую оценку поэта, которая выдержала многовековое испытание: «Душа века нашего... Да будешь славен
на все времена...», и окрестил покойного товарища «Эйвонским лебедем». Впрочем, в той же элегии Джонсон упоминает о «скромной латыни и еще более скромном греческом» Шекспира. Еще ранее в своих
«Беседах с Уильямом Драммондом» (1618–1619) он вообще заявил:
«Этому Шекспиру недоставало мастерства», а в «Оде самому себе»
(ок. 1629) называет «Перикла» «скучной историей». Тем не менее отношение к шекспировскому творчеству и лично к драматургу точнее выражено в записных книжках Джонсона, изданных под заголовком «Бруски, или Открытия материи и человека»: «Актеры часто говорили, что,
о чем бы ни написал Шекспир в своих сочинениях, он, к чести своей, не
вымарал ни единой строчки. По мне, вымарай он хоть тысячу… я любил
3
Н. Захаров, Вл. Луков
его и чту его память. Он, действительно, был натурой честной, открытой
и свободной, обладал превосходной фантазией, смелыми взглядами и
изысканно выражался, порой так страстно предаваясь этой своей способности, что его приходилось останавливать. Но любые свои грехи он
искупал своими же добродетелями. И похвалы он бывал достоин гораздо чаще, нежели порицания».
В 1709 г. появилась первая биография Шекспира Николаса Роу,
предпосланная им к изданию первого в XVIII веке собрания сочинений драматурга и содержавшая скрупулезно собранные сведения
о великом писателе (правда, многие из них оказались недостоверными). Вольтер, находясь в Англии, познакомился с творчеством Шекспира
и стал первым его пропагандистом во Франции. В его библиотеке хранились издания произведений Шекспира на английском и французском
языках. Он, сам того не подозревая, заложил фундамент для возникновения культа Шекспира, охватившего во второй половине века сначала
Европу, а затем и другие регионы мира. Как потом Вольтер ни боролся
с этим культом, называя Шекспира «варваром», ничего не понимавшим
в правилах искусства, поколебать всеобщее увлечение английским драматургом ему не удалось.
В «Предположениях об оригинальных произведениях» Э. Юнга
(1759), в предисловии Сэмюеля Джонсона (1709–1784) к собранию
сочинений Шекспира (1765) как бы содержался ответ на будущие нападки Вольтера: Шекспир — гений, который сам устанавливает законы искусства,