РуЛиб - онлайн библиотека > Беляев Александр > Детская проза > Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля. Остров погибших кораблей

Читаем онлайн «Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля. Остров погибших кораблей»

«Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля. Остров погибших кораблей» картинка № 1

Александр Беляев ЧЕЛОВЕК-АМФИБИЯ ГОЛОВА ПРОФЕССОРА ДОУЭЛЯ ОСТРОВ ПОГИБШИХ КОРАБЛЕЙ Научно-фантастические романы

«Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля. Остров погибших кораблей» картинка № 2
«Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля. Остров погибших кораблей» картинка № 3
«Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля. Остров погибших кораблей» картинка № 4
ТРИ ЖИЗНИ АЛЕКСАНДРА БЕЛЯЕВА Биографический очерк

1
При имени Александра Беляева у каждого, наверное, всплывает в памяти оседлавший дельфина юноша, радостно трубящий в свою раковину-рог, — фантастический морской наездник Ихтиандр… И юная прекрасная дочь повелителя Атлантиды царевна Сель… И наперекор всему: косной силе земного тяготения и злой человеческой воле — парящий в небе птицечеловек Ариэль… И профессор Доуэль — мудрый и благородный, преданный и погубленный — неподвижная голова на стекле лабораторного стола…

Правда, для подавляющего большинства читателей фантастика Александра Беляева — всего несколько наиболее известных книг: «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Последний человек из Атлантиды», «Остров Погибших Кораблей»… И мало кто знает, что творчество Беляева — это целая библиотека: более двадцати повестей и романов, несколько десятков рассказов, множество очерков, критических статей, рецензий, пьесы, сценарии, публицистика. Точное их количество сегодня еще неизвестно, и вряд ли сыщется человек, прочитавший все написанное Александром Беляевым.

Если Алексей Толстой был одним из зачинателей советской научно-фантастической литературы, то Александр Беляев — первый в нашей стране профессиональный писатель, для которого научная фантастика стала делом всей жизни. До него этот литературный жанр у нас не знал ни такой широты тем, ни такого разнообразия форм, ни такой разработанности литературных приемов. Он оставил след во всех его разновидностях и в смежных приключенческих жанрах; он создал чисто свои, беляевские, например цикл научно-фантастических сказок, полушутливых новелл об изобретениях профессора Вагнера.

И это при всем том, что обратился Александр Беляев к литературной работе довольно поздно, когда ему было уже под сорок. Все те тысячи страниц, что вышли из-под его пера, родились за каких-нибудь полтора десятка лет: первое научно-фантастическое произведение Александра Беляева, тогда еще рассказ «Голова профессора Доуэля», было опубликовано «Рабочей газетой» в 1925 году, а последнее — роман «Ариэль» — издано «Советским писателем» в 1941 году Трудно вообразить себе фантастическую трудоспособность и беспримерное трудолюбие, которые потребовались для свершения этого литературного подвига.

А он находил в себе силы еще и для борьбы с тяжелой болезнью, поединком с которой стала вся вторая половина его жизни, и для борьбы с непониманием со стороны литературной критики за достижение цели, которую он определил в заглавии одной из своих статей: «Создадим советскую научную фантастику». Беляев не принадлежал к числу тех счастливчиков, кто рано находит свое призвание. Жизнь успела немало покидать его из стороны в сторону прежде чем он наконец стал писателем.

2
Александр Беляев родился 4 марта (по новому стилю 16 марта) 1884 года в Смоленске, в семье священника Романа Петровича Беляева.

В его детстве был один день, один момент — внешне самый обычный, но, если вдуматься, не менее удивительный, чем самые яркие страницы беляевских книг. Кто из нас хоть раз не летал во сне? А наяву? Не на самолете, а просто так, подобно птице? Эта мысль кажется нелепой, против нее восстает здравый смысл. И все же Сашу Беляева это не убеждало.

Он мечтал о полете, грезя им во сне и наяву. И потом, став постарше, как сам вспоминал впоследствии, непрестанно «мечтал о полетах. Бросался с крыши на большом раскрытом зонтике, на парашюте, сделанном из простыни, расплачиваясь изрядными ушибами. Позднее мастерил планер, летал на аэроплане одной из первых конструкций инж. Гаккеля, за границей — на гидроплане». Но это все — потом. А тогда Саша забрался на крышу сарая. Над ним раскинулось бездонное небо, и в это небо он решил взлететь. И — прыгнул. Он был уверен, что полетит.

Психолог сказал бы, что это произошло в один из моментов формирования личности. Поэт сказал бы, что это мгновение высветило всю дальнейшую жизнь Александра Беляева.

Конечно, он упал и больно расшибся. Но без этого мига не появился бы Ариэль — живое воплощение страстной мечты о безграничной свободе парения, которую пронес Беляев через всю свою жизнь. И люди потеряли бы какую-то долю созданной им красоты. Из чувства пьянящего полета и злой боли падения