РуЛиб - онлайн библиотека > Коллектив авторов > Публицистика > Как мы читаем. Заметки, записки, посты о современной литературе
Читаем онлайн «Как мы читаем. Заметки, записки, посты о современной литературе»
- 123 . . . последняя (13) »
Как мы читаем: заметки, записки, посты о современной литературе
© Абдуллаев Евгений, текст, 2021 © Алпатов М. В., текст, 2021 © Бавильский Д. В., текст, 2021 © Балла О. А., текст, 2021 © Баталов С. А., текст, 2021 © Варламов А. Н., текст, 2021 © Воденников Д. Б., 2021 © Волос А. Г., текст, 2021 © Ганиева А. А., текст, 2021 © Гундарин М., текст, 2021 © Дуардович И. Э., текст, 2021 © Евсюков А. В., текст, 2021 © Жучкова А. В., текст, 2021 © Иванова Е. А., текст, 2021 © Идиаттулин Ш. Ш., текст, 2021 © Комаров К. М., текст, 2021 © Коробкова Е. С., текст, 2021 © Кудрин О. В., текст, 2021 © Лебеденко С. В., текст, 2021 © Мелихов А. М., текст, 2021 © Молоков К. А., текст, 2021 © Новиков В. И., текст, 2021 © Андрей Пермяков, текст, 2021 © Пестерева Е. С., текст, 2021 © Погорелая Е. А., текст, 2021 © Савельев И. В., текст, 2021 © Сальников А. Б., текст, 2021Благодарности
Татьяне Бобрыниной, генеральному директору журнала «Новая Юность», которая придумала название «Легкая кавалерия» для нашей критической рубрики.Анне Жучковой, литературоведу, критику, постоянному автору «Вопросов литературы», которая с самого начала поверила в этот проект, стала его автором, а затем и соредактором рубрики.
Глебу Шульпякову, поэту, заместителю главного редактора «Новой Юности», который помог с изданием книги.
Игорю Шайтанову, литературоведу, критику, профессору и главному редактору журнала «Вопросы литературы», который все это время подсказывал и направлял нас; в итоге рубрика окончательно дозрела, а «кавалеристы» закалились.
Всем авторам, с которыми мы вместе делали книгу: составляли указатель упомянутых имен, редактировали, обсуждали и планировали, а также тем, кто регулярно писал для рубрики.
От редакции «Вопросов литературы»
Сквозной сюжет сегодняшних споров о литературе имеет футурологический характер: быть или не быть? Широкое поле между радикальными «да» и «нет» вмещает массу промежуточных решений, предлагающих литературе пойти на разного рода компромиссы: с массовой продукцией, с non-fiction, с э-литературой и аудиокнигами… Эти споры идут на фоне памяти о недавнем прошлом, о том, от чего отказались или что потеряли. Эмоциональное состояние оппонентов колеблется между ностальгией и пониманием того, что прежнее невозвратно и слава богу. Да, в советском «раньше» были писатели – их печатали хорошими тиражами и платили хорошие деньги – у них были читатели и профессиональные критики, но еще была цензура и не было свободы. Теперь есть свобода, но свободный читатель отправляется на рынок и несет с него отнюдь не Белинского и Гоголя в классическом или современном исполнении. Эти споры озвучены и в разноголосом собрании мнений, названных «Легкой кавалерией». Она «легкая» в сравнении с жанрами, форматными для «Вопросов литературы, журнала критики и литературоведения», то есть по крайней мере в части своих жанров – издания почтенного, академического, внесенного во все перечни журналов, включая вожделенный Scopus. И все-таки – не только журнал литературоведения, но и критики. Традиционно не только обращенный к литературе, но существующий внутри нее, приглашающий на свои страницы и критика, и писателя, с ожиданием от текстов если не писательского, то литературного качества. Так было всегда. Но сегодня у «Воплей»[1] есть кроме прежней печатной площадки и новая – на сайте, где мы выкладываем материалы со страниц журнала и одновременно приглашаем к быстрому критическому обмену мнениями, чтобы не ждать публикации долгие месяцы. Вот поэтому – «Легкая кавалерия». Для нас это новое подразделение. Впрочем, не хочется длить военную метафору, она никак не подходит к нашему неизменному и главному убеждению – без радикализма. Спорить отчаянно, порой резко, порой на грани… Кто-то скажет, что грань мы порой переступаем. Не соглашусь, во всяком случае стараемся не переступать, поскольку о вкусах спорим, но исключаем любую претензию на монопольное владение истиной и территорией. И с теми, кто разводит монополию, спорим непримиримо, так было все последние годы. Так что перед читателем – актуальная книга, где современную литературу обсуждаем и представляем – в литературных жанрах критического нон-фикшн. Игорь Шайтанов, главный редактор «Вопросов литературы»О книге
В прошлом главным вопросом в литературе было: «Как писать?». Наш современный вопрос связан прежде всего с читателем, с проблемой чтения. «Как читать?» – вот наш вопрос. «Как читать» – значит как понимать, а еще – как высказываться о литературе, что намного важнее, а не только в обыденном смысле – как найти время, чтобы открыть книгу. «Как читать» – значит еще и где читать, то есть где она, литература, обитает сегодня, и вообще есть ли она? Она есть – вот широкое окно в нее. Эта книга в буквальном смысле находится на передовой литературы, однако она – не путеводитель, а своего рода экстремальное путешествие, вроде сафари или поездки в зону боевых действий. Именно о такой книге, мне- 123 . . . последняя (13) »