РуЛиб - онлайн библиотека > Багиров Энвер > Публицистика > Телевидение XX век

Читаем онлайн «Телевидение XX век»


Политика

Искусство

Мораль

Издательство «Искусство» Москва, 1968

3798

Б14


От авторов

История человечества полна волнующих открытий. И в то же время она полна глубочайшего драматизма. Будь то изобретение пороха или двигателя внутреннего сгорания, книгопечатного станка или способов расщепления атомного ядра — каждая из этих счастливых находок разума сумела послужить на пользу и во вред человечеству.

Стремительный скачок научной и технической мысли в XX веке принес с собой гигантское увеличение производительных сил и в то же время вызвал опасность уничтожения плодов усилий десятков поколений, уничтожения самой жизни.

Подобная « двойственность » судьбы характерна и для тех технических изобретений, которые предназначены послужить духовному прогрессу.

Семьдесят лет развития кинематографа — от бездумного балагана до высокого искусства —  полны противоречивых начал. Одни фильмы служили лучшим идеям времени, вселяя в человека веру в свои силы, обогащая его представления о мире и себе самом, взывая к самым благородным его чувствам. Другие приучали пренебрегать всеми человеческими ценностями, развращая, калеча сознание и души. Сегодня и то и другое делается особенно тонко и искусно.

Четверть века назад в наш мир вошло еще одно открытие, открытие чуда телевидения. И постепенно оно стало повторять судьбу своего предшественника.

За короткий срок своего существования телевидение еще не успело «осознать», а тем самым использовать многих своих возможностей, не успело еще отыскать все краски своей палитры. Однако уже в преддверии будущего всевластия, не дожидаясь формального признания в качестве равноправного члена в семье искусств, оно сумело почти сразу же использовать то, что лежало на поверхности, и превратиться в наиболее мощный инструмент формирования мыслей, взглядов и вкусов огромной части населения Земли. В орбиту своего влияния оно захватывает с каждым днем все новые сотни тысяч людей.

Чему, как служит сегодня, чему и как послужит завтра маленький ящик, обладающий несметными запасами идей и антиидей,— ответ на эти вопросы не может никого оставить равнодушным.

Насущность исследования сильных и слабых сторон телевидения, его осуществленных и неосуществленных возможностей диктуется все возрастающей его ролью в современном обществе.

Как известно, идеи требуют соответствующего воплощения. Это означает помимо талантливости решения необходимость учитывать множество условий, связанных с характером телевизионного зрелища, множество особенностей, присущих его специфике.

Знание этих условий и особенностей, умелое использование их может помочь сделать телевидение более тонким и действенным инструментом и в то же время избежать многих ошибок и досадных просчетов, существующих в сегодняшней его практике.

Осмысление роли телевидения в обществе, особенностей его как нового зрелища, механизма восприятия привлекает к себе внимание исследователей и критиков. Сделано немало интересных наблюдений и первые обобщения. Правда, большинство из выдвинутых концепций страдают некоторой категоричностью и не столько снимают выдвинутые практикой телевидения вопросы, сколько ставят новые и возбуждают желание спорить. Так, попытки противопоставить телевидение другим каналам массовой информации как средства, будто бы способного со временем заменить все другие, вызвали исследования, которые показали, что в действительности телевидение не только не угрожает существованию прессы, радио, искусств, но, напротив, способствует их развитию. Например, высказывались предположения, что, уделяя так много времени просмотру телевизионных передач, зритель делает это за счет того, что меньше читает, ходит в театр или на концерты. На практике, оказалось, все обстоит совсем иначе: телевизионные передачи о литературе и искусстве способствуют росту интереса к художественной литературе и произведениям искусства.

Дискуссионными оказались и утверждения, что с появлением телевидения родилось новое неведомое раньше искусство. Они вызвали не менее решительные попытки отрицания всякого эстетического своеобразия телевидения, сводящие его, по существу, лишь к средству транспортировки произведений искусства, к способу доставки фильма на дом.

Новое средство информации и пропаганды требует осмысления. Творческая практика выдвигает множество вопросов. И ответы на них хотелось бы получить как можно быстрее. Однако желание решить как можно скорее все вопросы приводит порой к чрезмерно категоричным поспешным суждениям. Давая пищу для размышлений, творческая практика телевидения не может еще предложить необходимый материал для определения жестких норм и эталонов. Ведь телевидение еще все в движении, в поиске, и всякое ограничение на этом этапе было бы во вред ему.

Златан Дудов как-то справедливо заметил, что не стоит «надевать на телефильм