РуЛиб - онлайн библиотека > Штереншис Михаил > Биографии и Мемуары > Соломон

Читаем онлайн «Соломон»

стр.

«Соломон» картинка № 1

МИХАИЛ ШТЕРЕНШИС
СОЛОМОН
«Соломон» картинка № 2

*

Издание второе

© 
«Соломон» картинка № 3
, 2011

© М. Штереншис, 2009

© ООО «Феникс», оформление, 2011


«Он был мудрее всех людей».

Над всеми царями был страх его.

Народы и племена становились его данниками, враги и ненавистники — друзьями его.

Богат и могуч, владелец бесчисленных угодий, серебра и золота в количествах несметных — он притчи разъяснял, давал постигать сокровенное, поведывал тайны глубины беспредельной.

Имя его гремело среди властелинов, среди мудрых — подвиги его.

Цари приходили на лицо его глядеть, слова мудрости жадно слушать из уст его.

К нему, праведному и чистому, ведающему таинства небесные, посылали вельможи в слуги и служанки сыновей и дочерей своих.

Рыбы морские, птицы небесные, животные и звери полевые сами приходили на бойни, чтобы быть закланными для стола Соломонова.

Ему был дан великий ключ ко всем вратам мудрости и разума сердечного.

Он разумел язык птиц и животных, и зверей полевых.

Олени и газели были его скороходами, львы и барсы — оруженосцами его.

(Таргум Шени)

И утешил Давид Вирсавию, жену свою, и вошел к ней и спал с нею; и она зачала и родила сына, и нарекла ему имя: Соломон. И Господь возлюбил его.

(2 Царств, 12:24)
Даже очень далекие от иудаизма и еврейского народа люди слышали имя Соломона. Оно стало именем нарицательным для мудрого человека. Однако стандартный набор знаний об этом замечательном человеке у большинства из нас невелик: еврейский царь древности, построил Храм в Иерусалиме, мудро судил, умел разгадывать загадки, общался с царицей Савской, был богатым, имел много жен. Вот, практически, и все. Так почему же мы помним этого человека вот уже три тысячи лет? И, кстати, а три ли тысячи? Знаем ли мы точно, когда жил этот древнееврейский правитель?

Это непростой вопрос. 3000 лет назад нашего календаря не существовало. Лишь в 1583 году Джозеф Юстус Скалигер написал свой труд Opus de emendatione temporum, после которого христианская Европа полностью перешла на новое счисление лет «от Рождества Христова», а за ней при Петре Первом последовала и Россия. Скалигер внимательно прочитал Библию и вывел, что


✓ Мир был создан за 3949 лет до рождества Христова

✓ Всемирный потоп был в 2294 году до рождества Христова

✓ Вавилонскую башню строили в 2177 году до рождества Христова

✓ Авраам отправился в путь к Земле обетованной в 1941 году до рождества Христова

✓ Евреи вышли из Египта в 1496 году до рождества Христова

✓ Соломон построил Храм в 1017 году до рождества Христова

✓ И что Рим был основан в 753 году до рождества Христова

✓ Цифры эти были неправильными, но теперь было от чего отталкиваться.


До этого в ходу было сразу несколько календарей. Христиане могли исчислять годы от сотворения мира, или от основания Рима, а восточные христиане пользовались так называемой «греческой хронологией». Мусульмане считали свои годы от хиджры, бегства Мохаммеда из Мекки в 622 г. н. э. Таким образом, например, 1400 год н. э. одновременно был 803 годом хиджры и 1711 годом Греческой эры. Евреи же вели счет лет от сотворения мира. Русские православные тоже считали от сотворения мира, но у них выходило с евреями по-разному. В иудейском каноне мир был создан за 3760 лет до начала христианской эры, причем это летоисчисление от сотворения мира евреи приняли лишь во втором веке н. э. У христиан же выходило, что мир был создан в 4004, или 5411, или даже 5503 году до н. э. Причем и те и другие пользовались в своих расчетах Ветхим Заветом и указанными в нем датами. Все это вызывало разночтения в века, когда речь заходила о датировке событий ранней еврейской истории, описанной в Танахе.

В еврейской хронологии строительство Соломоном иерусалимского Храма — это основная точка отсчета в обе стороны. Вся древняя история евреев зиждется на понятиях «до Храма», и во время Храма», «после Храма», «во время Второго Храма» и т. д. С большой долей достоверности определено, что первый Храм в Иерусалиме был построен Соломоном около 1000 лет до н. э., плюс-минус несколько десятков лет. До этого события наиболее важной датой в еврейской истории была дата Исхода евреев из Египта. На сегодняшний день в связи с накопленным археологическим материалом большинство ученых-историков и археологов предполагают, что выход евреев из Египта произошел около 1275 года до н. э. Самые острожные дают просто временной период от 1300 до 1220 года до н. э.

стр.