РуЛиб - онлайн библиотека > Зелинский Сергей > Религиоведение > Философ Гартман и спиритизм

Читаем онлайн «Философ Гартман и спиритизм»

ФИЛОСОФ ГАРТМАН И СПИРИТИЗМ

Спиритизм и спиритуализм

В самом начале книги Гартман поясняет, что слово «спиритизм» имеет французское происхождение, но англичане и большинство немцев предпочитают термин «спиритуализм». Ему представляется целесообразным использовать термин «спиритуализм» для обозначения метафизической точки зрения, противоположной материализму, и, соответственно, чтобы избежать путаницы, «спиритизмом» следует называть, по его мнению, объяснение медиумических явлений посредством участия «духов». (С. 1)[1]

Согласно профессору Мелтону, спиритуализм – это религия, основанная на вере в то, что медиумизм (способность, присущая некоторым избранным людям, контактировать с миром духов) доказывает, что человек переживает телесную смерть. Он возник в середине девятнадцатого века в Америке и затем распространился по всему миру. (Melton 2014, p. 118)

Гартман полагает, что большинство людей, увлечённых спиритизмом и выписывающих спиритические журналы, не имеют никакого интереса к научному исследованию феноменов медиумизма, но вместо этого ищут «подтверждение своей веры» в жизнь после смерти. (С. 2)

История «столоверчения» в Германии началась в январе 1853 года, когда некая жительница Бремена получила из Нью-Йорка от своего брата письмо, в котором он, сообщив об удачных спиритических экспериментах и приложив детальные инструкции, предлагал ей провести собственные опыты. Несколько дней спустя в салоне, принадлежавшем одному из бременских бизнесменов, был проведён «один из первых в Европе опытов по столоверчению». (Treitel 2004. Ch. 2)

Гартман считает большой заслугой современного ему спиритического движения повторное открытие огромной «области явлений», отвергнутой в эпоху Просвещения. Однако, поскольку спиритизм, по его мнению, угрожает стать в Германии «общественным бедствием», государству следует использовать свой авторитет для того, чтобы заинтересовать учёных в исследовании спиритических феноменов. Общество имеет полное право знать об этих вещах, а так как оно не в состоянии сформулировать собственное мнение, ему остаётся только ждать выводов, сделанных «официальными представителями науки». (С. 17)

Профессор Гудрик-Кларк писал, что в соответствии с философией Гартмана, эго остаётся после смерти бесплотной сущностью, «вопреки христианской теологии и теории спиритуалистов». (Goodrick-Clarke 1993, p. 23)

Наивные взгляды первых американских спиритуалистов были «трансмутированы» и развиты европейскими и особенно немецкими мыслителями. Они стремились к тому, чтобы привести спиритические феномены, насколько это возможно, в соответствие с известными научными фактами, постулируя «новые силы или новые проявления известных сил», имеющихся в человеческом организме, чтобы не довольствоваться объяснениями, которые фактически отрицали любую науку, а именно, гипотезой о «духах умерших людей». (Podmore 2011, p. 162)

Методология исследования

Гартман пишет, что для изучения «анормальных явлений человеческой природы» требуется обращение к персонам, одарённым «анормальным» организмом. Следует помнить, продолжает он, что так же, как и в опытах с электрической машиной, могут быть неудачи в опытах с медиумами, но это «не должно препятствовать изучению анормальных явлений». (С. 5) Он считает, что научное исследование спиритизма должно быть основано на «общих методологических законах», которые нельзя «переступать безнаказанно».

Во-первых, принципы не должны быть умножаемы без надобности; значит, не следует искать другой причины, покуда достаточно одной. Во-вторых, следует как можно больше придерживаться тех причин, за существование которых ручается опыт и несомненные выводы, и не браться без нужды за такие, которых существование сомнительно или не доказано и которые в качестве гипотезы для объяснения данных явлений ещё нуждаются в подтверждении. В-третьих, следует как можно дольше обходиться причинами естественными и не переходить к сверхъестественным без настоятельной необходимости. Спиритизм грешит против этих трёх основных правил. (С. 147)

Галлюцинаторная гипотеза

Исследование «скрытого сомнамбулизма»,[2] как утверждает Гартман, может дать понимание «всей области» медиумических явлений. (С. 68)

По мнению Мэсси, факты сомнамбулизма в отношении медиумических феноменов, «безусловно, игнорировались спиритуалистами». (Massey 2012, p. xi) В свою очередь Дю-Прель писал, что сомнамбулизм является «убедительнейшим доказательством» существования сверхчувственного мира, так как он показывает, что подсознательно «мы сами вплетены» в этот трансцендентальный мир. По его мнению, сомнамбулизм доказывает, что «Шопенгауэр и Гартман были правы», когда утверждали, что в основе феномена человека лежат воля и бессознательное. (Дю-Прель 1895. Гл. IV/2)

Гартман поясняет, что «универсальный медиум» должен быть, прежде всего, автосомнамбулом и,