Читаем онлайн «Избранные произведения»
- 123 . . . последняя (71) »
1 Ш Б Л И 0 Т Е К А ПОЭТА
О С НОВАНА
М. Г О Р Ь К И м
.* 1
I'Большая cejjusi
Jomoj)oe издание,
1*»
Л
Е
Н
И
Н
Г
Р
А
Д
*
1 9
5
9
КЕМИ НЕ
МОЛЛА-НЕПЕС
ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Вступительная статья,
подготовка текста и примечания
А.
А.
Тарковского
КЕМ ПНЕ И МОЛЛА-НЕПЕС
1
Кемине и Молла-Непес, наиболее
туркменских поэтов
яркие
первой половины X I X
и последователями гениального Махтумкули.
Восемнадцатый век миновал, оставив в
великих
просветителей— -Ломоносова,
и
прославленные
века,
памяти
Вольтера,
из
были учениками
людей
Р у ссо,
имена
С в и ф т а ...
Казалось бы, нет непосредственной связи между двумя культурами
того времени — европейской и среднеазиатской, но X V I I I
век ока
зался веком проповеди гуманизма и для Средней А зии.
Поэтическая деятельность Махтумкули оставила глубокий след
в истории его народа, определив дальнейшее развитие
литературы. В
своих лучших,
передовых
туркменской
проявлениях
она
утвер
ждала высокое место человека в мире, где главенствовал ислам, для
которого человек -— жалкая игрушка в руках всемогущего рока. И з
этого не следует, что религиозное сознание было полностью преодо
лено гением Махтумкули,
что
его
гуманистические
идеалы
были
противопоставлены исламу. В борьбе за освобождение человеческого
духа Махтумкули занимал только первые
служителям религии, но еще не ей самой.
В
том и заключается
народность
рубежи, объявив
гуманистической
войну
проповеди
Махтумкули, что она выражала народные идеалы — преданность р о
дине, верность делу объединения разрозненны х и враждующих пле
мен. Есть
в этой проповеди и непреклонная воля к утверждению
неотъемлемых
прав
человеческой
длительного религиозного
неоглядный земной простор:
мрака
личности,
перед
предыдущих
которой,
столетий,
после
открылся
Мне зеленые холмы —
Дехистан
Увидеть хочется.
Мир-Кулал, Бехауддин,
М не ваш стан
Увидеть хочется.
Путник сядет, отдохнет
И
своим путем пойдет.
Мне далекий небосвод
Чужды х стран
Увидеть хочется.
Побродить в степи глухой,
Поглядеть с горы крутой, —
М не д обра и зла мирской
Океан
Увидеть хочется.
Буйство мира, семь страстей,
Семь нагорий, семь морей. . .
Т ворческая деятельность Махтумкули и его учеников— Кемине
и Молла-Непеса — протекала в эпоху безраздельного господства ре
лигиозной идеологии, когда духовная «цензура» обладала средствами,
достаточными для того, чтобы,
объявив
произведение
еретическим, богопротивным, навсегда скрыть
литературы
его от народа, если
оно противоречило религиозной догме. Поэты были вынуждены выра
жать свои мысли и чувства чрезвычайно осторож но, преподнося их
читателю или слушателю в религиозной оболочке; фоном его пове
ствования непременно должен был быть ислам — иначе произведение
погибло бы. И , однако, все чаще и чаще в великом споре побеждала
свободная мысль;
«цензура» мусульманской церкви зачастую
была
уже не в силах справиться с потоком вольномыслия. Т ак, большин
ство дошедших до нас стихотворений Кемине лишены религиозной
окраски; тем не менее они проникли в народный быт, и у священ
нослужителей не нашлось средств, чтобы искоренить их из народной
памяти.
2
Махтумкули
умер
в
восьмидесятых
годах
X V III
века,
не
дождавшись объединения туркменских племен, что являлось главной
целью его общественной и литературной деятельности. Туркмения
в те времена не представляла собой единого государственного орга
низма. Ее разобщенные земли служили ареной ожесточенной борьбы
шахов И р ан а, ханов Бухары и Хивы .
Д аж е
далекий
Афганистан
посягал на оазисы Туркмении. В борьбу порой втягивались и турк
менские племена. Кроме того, племена эти (теке,
иомуды,
сарыки,
чаудоры, гоклены и другие) враждовали между собой, В тридцатых
и сороковых годах хивинский хан боролся
с Ираном , пытаясь за
владеть Северным Х орасан ом , в частности Мервским оазисом. При
этом он воспользовался помощью племени теке. И ран в этой борьбе
пытался опереться на племена сарыков и иомудов. Только восьми
десятые
годы
Прошлого
века
годы
присоединения
Туркмении
к России — положили предел кровавой междоусобице. П одобно поэ
зии Махтумкули, творчество Кемине и Молла-Непеса расцвело при
зареве пожарогв, под топот конских копыт 'и шум сражений.
Д арование и Кемине и Молла-Непеса уступает гению их учителя,
но поэтическое наследие этих поэтов
О С НОВАНА
М. Г О Р Ь К И м
.* 1
I'Большая cejjusi
Jomoj)oe издание,
1*»
Л
Е
Н
И
Н
Г
Р
А
Д
*
1 9
5
9
КЕМИ НЕ
МОЛЛА-НЕПЕС
ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Вступительная статья,
подготовка текста и примечания
А.
А.
Тарковского
КЕМ ПНЕ И МОЛЛА-НЕПЕС
1
Кемине и Молла-Непес, наиболее
туркменских поэтов
яркие
первой половины X I X
и последователями гениального Махтумкули.
Восемнадцатый век миновал, оставив в
великих
просветителей— -Ломоносова,
и
прославленные
века,
памяти
Вольтера,
из
были учениками
людей
Р у ссо,
имена
С в и ф т а ...
Казалось бы, нет непосредственной связи между двумя культурами
того времени — европейской и среднеазиатской, но X V I I I
век ока
зался веком проповеди гуманизма и для Средней А зии.
Поэтическая деятельность Махтумкули оставила глубокий след
в истории его народа, определив дальнейшее развитие
литературы. В
своих лучших,
передовых
туркменской
проявлениях
она
утвер
ждала высокое место человека в мире, где главенствовал ислам, для
которого человек -— жалкая игрушка в руках всемогущего рока. И з
этого не следует, что религиозное сознание было полностью преодо
лено гением Махтумкули,
что
его
гуманистические
идеалы
были
противопоставлены исламу. В борьбе за освобождение человеческого
духа Махтумкули занимал только первые
служителям религии, но еще не ей самой.
В
том и заключается
народность
рубежи, объявив
гуманистической
войну
проповеди
Махтумкули, что она выражала народные идеалы — преданность р о
дине, верность делу объединения разрозненны х и враждующих пле
мен. Есть
в этой проповеди и непреклонная воля к утверждению
неотъемлемых
прав
человеческой
длительного религиозного
неоглядный земной простор:
мрака
личности,
перед
предыдущих
которой,
столетий,
после
открылся
Мне зеленые холмы —
Дехистан
Увидеть хочется.
Мир-Кулал, Бехауддин,
М не ваш стан
Увидеть хочется.
Путник сядет, отдохнет
И
своим путем пойдет.
Мне далекий небосвод
Чужды х стран
Увидеть хочется.
Побродить в степи глухой,
Поглядеть с горы крутой, —
М не д обра и зла мирской
Океан
Увидеть хочется.
Буйство мира, семь страстей,
Семь нагорий, семь морей. . .
Т ворческая деятельность Махтумкули и его учеников— Кемине
и Молла-Непеса — протекала в эпоху безраздельного господства ре
лигиозной идеологии, когда духовная «цензура» обладала средствами,
достаточными для того, чтобы,
объявив
произведение
еретическим, богопротивным, навсегда скрыть
литературы
его от народа, если
оно противоречило религиозной догме. Поэты были вынуждены выра
жать свои мысли и чувства чрезвычайно осторож но, преподнося их
читателю или слушателю в религиозной оболочке; фоном его пове
ствования непременно должен был быть ислам — иначе произведение
погибло бы. И , однако, все чаще и чаще в великом споре побеждала
свободная мысль;
«цензура» мусульманской церкви зачастую
была
уже не в силах справиться с потоком вольномыслия. Т ак, большин
ство дошедших до нас стихотворений Кемине лишены религиозной
окраски; тем не менее они проникли в народный быт, и у священ
нослужителей не нашлось средств, чтобы искоренить их из народной
памяти.
2
Махтумкули
умер
в
восьмидесятых
годах
X V III
века,
не
дождавшись объединения туркменских племен, что являлось главной
целью его общественной и литературной деятельности. Туркмения
в те времена не представляла собой единого государственного орга
низма. Ее разобщенные земли служили ареной ожесточенной борьбы
шахов И р ан а, ханов Бухары и Хивы .
Д аж е
далекий
Афганистан
посягал на оазисы Туркмении. В борьбу порой втягивались и турк
менские племена. Кроме того, племена эти (теке,
иомуды,
сарыки,
чаудоры, гоклены и другие) враждовали между собой, В тридцатых
и сороковых годах хивинский хан боролся
с Ираном , пытаясь за
владеть Северным Х орасан ом , в частности Мервским оазисом. При
этом он воспользовался помощью племени теке. И ран в этой борьбе
пытался опереться на племена сарыков и иомудов. Только восьми
десятые
годы
Прошлого
века
годы
присоединения
Туркмении
к России — положили предел кровавой междоусобице. П одобно поэ
зии Махтумкули, творчество Кемине и Молла-Непеса расцвело при
зареве пожарогв, под топот конских копыт 'и шум сражений.
Д арование и Кемине и Молла-Непеса уступает гению их учителя,
но поэтическое наследие этих поэтов
- 123 . . . последняя (71) »