РуЛиб - онлайн библиотека > Вернадский Владимир > Философия > Русский космизм. Антология философской мысли

Читаем онлайн «Русский космизм. Антология философской мысли»

АНТОЛОГИЯ w
ФИЛОСОФСКОЙ
МЫСЛИ
РУССКИЙ
Москва
«Педагогика-Пресс»
1993
ББК 87.3
Ρ 88
Художник С. А. Кравченко
Составление С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой
Вступительная статья С. Г Семеновой
Предисловия к текстам С. Г.. Семеновой, А. Г. Гачевой
Примечания А. Г. Гачевой
Русский космизм: Антология философской мысли /
Р88 Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой; Вступ. ст.
С. Г. Семеновой; Предисл. к текстам С. Г. Семеновой,
А. Г. Гачевой; Прим. А. Г. Гачевой. — М.: Педаго­
гика-Пресс, 1993. — 368 с : ил.
ISBN 5-7155-0641-7
Способен ли человек, ощутив себя частицей Вселенной; прео­
бразить собственную природу, внешний мир и обрести бессмертие?
Этот вековечный вопрос-мечта землян — в центре внимания предста­
вителей уникального космического направления философской
мысли России.
В первую антологию русского космизма включены работы А. В.
Сухово-Кобылина, Н. Ф. Федорова, Н. А. Умова, В. И. Вернадско­
го, А. Л. Чижевского, В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н.
Булгакова, Н. А. Бердяева, А. К. Горского, Н. А. Сетницкого, В. Н.
Муравьева и других выдающихся русских мыслителей XX в.
Издание иллюстрировано, снабжено аналитической вступитель­
ной статьей, предисловиями к текстам и примечаниями.
Для широкого круга читателей.
0301020000-010
Инф. п. 1992 г.
005(03)-93
ISBN 5-7155-0641-7
ББК 87.3
О Составление,
вступительная
статья, предисловия к текстам,
примечания, С. Г. Семенова, А. Г.
Гачева, 1993
Русский космизм
Еще несколько лет назад понятие русского космизма, как и почти ему синонимич­
ное — космической философии, брали неизменно в кавычки как приблизительное,
чуть не метафорическое образование. Сейчас русский космизм уже основательно
окреп в своих правах, обрел законное гражданство в отечественном культурном насле­
дии. Однако объем и содержание этого понятия и стоящего за ним течения мысли
остаются весьма расплывчатыми, то существенно разбухая, то, напротив, сужаясь до
трех-четырех имен. Под космизмом часто понимается целый поток русской культуры,
включающий не только философов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников.
В нем оказываются и Ломоносов, и Тютчев, и Вячеслав Иванов, и Скрябин, и Рерих,
и Чюрленис... Есть некое космическое веяние и дыхание в произведениях того или
иного творца — и этого оказывается достаточным, чтобы произвести его в космисты.
Но тогда то же можно было бы спокойно проделать с доброй половиной культурных
деятелей не только России, но и всего мира, ведь ощущение глубинной причастности
сознательного существа космическому бытию, мысль о человеке как микрокосме, в
стяженном. виде вместившем в себя все природные, космические стихии и энергии,
проходят через мировую культуру, как восточную, так и западную. В древнейших
религиозных и мифологических представлениях человек уже прозревал соотношения
и взаимосвязи между своим существованием и бытием Вселенной и эту свою интуицию
претворял в различные, преимущественно образные, формы. Космические символы и
образы народного бытового искусства и поэзии, микро- и макрокосмические соответ­
ствия (вспомним, что и мир мог представляться в виде Огромного Человека, Брамы у
индусов и т. д.) выражали эту, условно говоря, объективную идею целостности миро­
здания, органичной включенности в него жизни и сознания. Но рядом всегда существо­
вал и более активный подход, являлось стремление воздействовать на мир в желатель­
ном направлении. Многообразные магические ритуалы, которыми была заполнена
жизнь древнего человечества, подтверждают это пусть наивно, но впечатляюще:
человек вставал против Вселенной как власть имеющий, заклинатель и повелитель
материи, ее сил и «духов». Преображающая человека и мир мечта стремилась к пре­
одолению ограниченности человека в пространстве и времени, она воплощалась в ска­
зочные, фольклорные образы господства над стихиями — воздушные полеты, мета­
морфозы вещества, живую и мертвую воду... По существу, с древности до конца XIX в.
эта космическая — в широком смысле — тема развивалась только в мифе, фольклоре,
поэзии, а также в некоторых философско-утопических, фантастических произведе­
ниях (к примеру, у Сирано де Бержерака, Жюля Верна).
Но знаменательно, что именно в России, ставшей родиной научного учения о
биосфере и переходе ее в ноосферу и открывшей реальный путь в космос, уже начиная
с середины прошлого столетия вызревает уникальное космическое направление
научно-философской мысли, широко развернувшееся в XX в. В его ряду стоят такие
философы и ученые, как Н. Ф. Федоров, А. В. Сухово-Кобылин, Н. А. Умов,
К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, В. Н. Муравьев, А. К. Гор­
ский, Н. А. Сетницкий, Н. Г. Холодный, В. Ф. Купревич, А. К. Манеев. В философ­
ском наследии мыслителей русского религиозного возрождения — В. С. Соловьева,
П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева — также выделяется линия,
близкая пафосу идей