РуЛиб - онлайн библиотека > Маржи Мажед > Детская образовательная литература > Scratch для детей. Самоучитель по программированию

Читаем онлайн «Scratch для детей. Самоучитель по программированию»

M aje d M a r ji
Learn to Program
with Scratch
A Vis u a l In t ro d u c tio n to P ro g r a m min g
w it h G a m e s , A r t , S cie n c e, a n d M a t h
2014
Ма же д Ма рж и
Scratch
для детей
Самоу читель
по программированию
Перевод с английского
Марии Гескиной и Светланы Таскаевой
Издательство «Манн, Иванов и Фербер»
Москва, 2017
УДК 087.5:004.43
ББК 76.1, 62:32.973.412
М25
Издано с разрешения No Starch Press, Inc. a California Corporation
На русском языке публикуется впервые
Научный редактор Д а р ь я А б р а м о в а
Возрастная маркировка в соответствии
с Федеральным законом № 436-ФЗ: 0+
М25
Маржи, Мажед
Scratch для детей. Самоучитель по программированию / Мажед Маржи;
пер. с англ. М. Гескиной и С. Таскаевой — М. : Манн, Иванов и Фербер,
2017. — 288 с.
ISBN 978-5-00100-336-6
Scratch — это простой, понятный и невероятно веселый язык программирования для детей. В нем нет кодов, которые нужно знать назубок и писать без ошибок. Все, что требуется, — это умение читать и считать. Как из конструктора Lego,
при помощи Scratch можно собирать программы из разноцветных «кирпичиков» — блоков. В программу можно вносить любые изменения в любой момент
и сразу видеть, как она работает. Подробные объяснения, разобранные по шагам
примеры и множество упражнений помогут освоить Scratch без труда. Книга
подойдет детям от 8 лет (и их родителям!), а также всем, кто хочет научиться программировать с нуля.
УДК 087.5:004.43
ББК 76.1, 62:32.973.412
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может быть
воспроизведена в какой бы то ни было форме
без письменного разрешения владельцев
авторских прав.
Title of English-language original:
Learn to Program with Scratch,
published by No Starch Press.
ISBN 978-5-00100-336-6
© Majed Marji, 2014
© Перевод на русский язык, издание на русском
языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер»,
2017
О ГЛ А В ЛЕ НИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Для кого эта книга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Читателям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Особенности книги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Структура текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Условные обозначения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Онлайн-ресурсы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
12
12
12
13
13
14
1. ПЕРВЫЕ ШАГИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Что такое Scratch? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Среда программирования Scratch . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Графический редактор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ваша первая игра в Scratch . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Блоки Scratch: обзор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Арифметические операторы и функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Итоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
15
17
28
30
36
37
39
39
2. ДВИЖЕНИЕ И РИСОВАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Использование команд движения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Команды раздела Перо и программа Easy Draw . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Сила повторения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
Проекты Scratch . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
И еще о клонированных спрайтах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Итоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
53
60
61
62
3. ВНЕШНОСТЬ И ЗВУКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Раздел Внешность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Раздел Звуки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Проекты Scratch . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Итоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
65
71
75
81
82
4. ПРОЦЕДУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Отправка и получение сообщений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
Создаем большие программы маленькими шажками . . . . . . . . . . . . . . 91
Работа с процедурами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
Итоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
5. ПЕРЕМЕННЫЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Разновидности данных в Scratch . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Переменные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Отображение мониторов переменных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Использование мониторов переменных в приложениях . . . . . . . . . . .
Получаем данные от пользователя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Итоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
114
116
131
133
143
146
146
6. ПРИНЯТИЕ