РуЛиб - онлайн библиотека > Нардонэ Джорджио > Психология > Искусство обманывать себя и других

Читаем онлайн «Искусство обманывать себя и других»

стр.

Искусство обманывать себя и другихДжорджио Нардонэ. Искусство обманывать себя и других
Вступление
Философия лжи
Ложь самому себе
Естественность лжи: восприятие никогда не отражает реальность в совершенстве
Противоречивость эмоций
Иллюзия когнитивного контроля
Обманывая себя
Полезная ложь самому себе
Самообман 1: Лисица и виноград
Самообман 2: Подтвердить – и поверить
Самообман 3: Подогнать реальность под свои желания
Самообман 4: Создать с нуля
Вредная ложь самому себе
Самообман 1: Самообман успеха
Самообман 2: Страус, который прячет голову в песок
Самообман 3: Убедить других, чтобы убедить себя
Самообман 4: От игры к реальной жестокости
Защитные механизмы и самообман в когнитивной сфере
Ложь в любви
Искусство лгать самому себе
Что невозможно избежать, нужно сделать полезным
Стратегический самообман
Ложь другим
Ложь в науке
Этология лжи
Утешительная ложь
Ложь в воспитании
Лечебная ложь
Правда любой ценой. Но не вся: ложь в отношениях
Прагматика лжи
Элементарные формы лжи
Продвинутые методы лжи
Подробные описания и правдоподобные аргументы
Смешение правды и лжи
Правдоподобная игра
Заключение
Маски прочь: разоблачить лжеца
Детектор лжи
Гипнотический транс
Психологические тесты
Нейровизуализация
Система кодирования лицевых движений[29]
Запутывающий разговор
Потворствуй лжи, чтобы ее разрушить
Мудрость в том, чтобы притвориться глупым
Лгать, говоря правду, и говорить правду, произнося ложь
Библиография
Об авторе
Примечания

Джорджио Нардонэ
Искусство обманывать себя и других

Ложь – это языковая игра, которой нужно учиться, как и любой другой.


Людвиг Витгенштейн «Философские исследования»

Giorgio Nardone

L’ARTE DI MENTIRE A SE STESSI E AGLI ALTRI

PONTE ALLE GRAZIE

© 2014, Adriano Salani Editore

© 2023, ООО «И-трейд»

Вступление

Читатели! Представьте, что вы пробуждаетесь от приятного эротического сна, в котором главная героиня – ваша бывшая девушка. Расскажете ли вы об этом своей нынешней партнерше или предпочтете умолчать о приснившемся?

Читательницы! Представьте себе, что вы едете домой на машине во время сильной грозы и неожиданно встречаете своего бывшего под дождем без зонта. Вы предлагаете его подвезти и вскоре после приветствия на вас накатывает ностальгия по мгновениям, прожитым вместе. Как только вы окажетесь дома и за вами закроется входная дверь, расскажете ли вы мужу о том, что случилось?

Родители, представьте, что ваш двадцатилетний сын избил хулигана, пристававшего к его девушке. К сожалению, этот хулиган – сын главаря преступной банды, которая теперь охотится за вашим сыном, чтобы отомстить. К счастью, вам удалось спрятать его в секретном месте, но преступники нападают на вас, чтобы узнать, где он скрывается. Скажете ли вы им правду или солжете, чтобы защитить его?

Молодые люди в поисках работы, а вот ситуация для вас: вы проходите испытания для приема на работу, о которой давно мечтаете, и должны пройти ряд сложных тестов и собеседование на проверку ваших способностей, профпригодности и мотивации. Перед заключительным испытанием вы вдруг узнаёте, что ваша девушка изменяет вам с вашим лучшим другом. Проявите ли вы свое расстройство, депрессивное состояние или гнев во время финального собеседования на работу или будете притворяться, что находитесь в идеальном эмоциональном равновесии?

Философия лжи

Оскар Уайльд определяет ложь как основу отношений между людьми, и его позиция хотя радикальна, но не так уж далека от позиции современной конструктивистской эпистемологии фон Фёрстера (2001) и фон Глазерсфельда (1998), которые утверждают, что правда – это ложь лжеца; это предположение контрастирует с философской традицией, начатой Кантом, которая определяет ложь как злоупотребление, поскольку язык, по его мнению, должен использоваться только для передачи правдивой информации. Противостояние тех, кто считает ложь неизбежной характеристикой общения и отношений между живыми существами, и тех, кто, наоборот, считает ее грехом или преступлением, имеет древние корни. Освободиться от этих крайностей и дать великолепное определение лжи смог Аврелий Августин Иппонийский[1], который считал, что лжец – это не тот, кто говорит ложь, ведь он может ошибаться, шутить или лгать ради того, чтобы заставить поверить в правду; лжец – тот, кто хочет обмануть, выразив словами нечто отличное от того, что он сам считает правдой, и имея явное намерение выдать фальшь за истину.

Поэтому, согласно Августину, во лжи можно обвинить только тогда, когда есть ясное намерение и воля обмануть другого. Следовательно, всякая ложь, сказанная без этой явной и сознательной цели, не подлежит осуждению, поскольку ее цель может быть вольно или невольно благой. Даже

стр.