РуЛиб - онлайн библиотека > Шергин Борис > Сказки для детей > Авдотья Рязаночка

Читаем онлайн «Авдотья Рязаночка»

з; ~' Л И
"
~'

n с..р е, 1:.11.0.:$ со
Б.Шf,РГИНА
МОСВВ •
• Д...скан JlИ'l'8ратура.
1982
РФ
А18
ИЗДАJIИЕ
ЧЕТВЕРТОЕ
ГJЮВюры В. ФАВОРСКОГО
06мжКIJ " ""TYJ\.A. БИЛЛЬ
А18
Авдотья РЯ38ночка:
Былины впересказе
Б. В. Шергина/ Грав. В. Фаворского.- 4-е иад.­
М.:
Дет.
лит.,
1982.- 32
с.,
ил.- (Книга
38
книгой).
5
коп.
Былины
CToAKOCТ'lo и
.06
А ••оТЪ8 РIIЗ8НО'l.' В
repoUIIM
русских
JlIO,A;eA,
.0
Сух".ке Неаро •• '1е. аоеПСО"n_IТ
lIу*естве •• о
6оро • .,нхе. е
nT8PO-МIIII"
rол.ским., n_раfiОТIIТСЛНIIН.
А 70802-079 233-82
MIOI(03)82
РФ
к читателяж
Автор этой книги Борис Викторович Шергик
1896
родилCJI в Архангсльске в
году. на берегах
Белого моря прошли и детство, и юность, и мо­
лодость автора. Он вырос в трудовой семье. Отец,
коренной помор. был корабельным мастером, стро­
ил морские парусные суда. В доме у Шергиных
часто бывали старые мореходцы, архангельские
поморы.
Борис
Викторович
любил
спушать
их
расска:аы.
В
юности
будущий
писатеnь
часто
слушал
и пение быJlНН. Эти древние сказания переда вались
устно, без книг и без записи, от отцов к детям, от
дедов к внукам .• Эти былины,- рассказывает Бо­
рис Викторович,- нам, ребятам, нетрудно было за­
поминать,
потому
что
самая
речь
архангельских
помоp)tв срмдни была краt>витому языку быJlНН
и сказок
И
•.
рассказы
бывалых
людей,
и
быJlННЫ
Б. Шергин запомнил на всю жизнь. Впоследствии
они
составили
основу
его
литературных
произве­
дениЙ.
Печатать свои рассказы Борис Викторович на­
чал с
1916
года. Им написано около десятка книг:
.У Архангельского города., .У корабельного при­
станища.,
.Приключения
.Архангеnьские новеллы.,
Шиша
Московского.,
.Поморщина
-
кора­
беnьщина. и др.
В
1957 году в Детгизе вышла книга Б.
.Поморские были и сказания ••
Шергина
БЫЛИНЫ
.0
.ОБ АВДОТЬЕ РЯЗАВОЧКЕ. И
СУХМАВЕ ВЕПРОВИЧЕ •
•в солнце знаменье страшное, в полночь звёзды
хвостатые, перед зорями земля тряслась. Шла Орда
на Святую Русь •. Так начинается былина о татар­
ском нашествии. Орда
чища
-
-
монголо-татарские пол­
двинул ась на Русскую землю с востока
в тринадцатом столетии. В
1240
году .злы татаро­
ве. сожгли Киев, жителей увели в полон. Та же
участь постигла Тверь, Рязань, Москву. Русский
народ сопротивлялся отчаянно: .Пели стрелы ка­
лёные, гремели копья долгомерные, падали тата­
рове труп на труп.... И всё же Орда наступала
на Русь, покоряя одно за другим раздробленные
русские княжества, заставляя русских князей пла­
тить дань татарскому хану. Но душа русского на­
рода была непокорна и голова нспоклонна. То одна,
то другая область ополчалась против ненавистного
ига. Орда опять опрокидывалась на Русь, опять
текли кровавые реки
..•
4
Русь свергла тат::,рское иго только тогда, когда
объединилась под знаменем великого княжества
Московского.
О бедственных временах татарщины правдиво
рассказано в древних наШИ2 летописях. Память о
них звучит и в народных песнях, и в былинных
напевах, то величавых, то заунывных. В образе
могучего богатыря Ильи Муромца народ воплотил
мужество, силу и волю к победе русского воинства.
во времена татарщины русские матери и жёны
не то что плакали, а в слезах плавали. Плачет
и .рязанская баба. Авдотья, увидев вместо города
пепелище.
Однако
плачет
недолго.
Она
идёт
в
дальний поход, в Орду, чтобы вызволить взятых
в плен мужа, сына и брата. Простая русская жен­
щина, Авдотья, которая всю жизнь пряла, ткала,
мыла и стирала, когда пришёл грозный час, по­
казала великую силу души. Вот стоит она перед
страшным
царём
татарским
-
маленькая,
потках,- а кругом Орда, мечи, копья.
в
ла­
на устах
её не страх, а грозное слово: .Я пришла с тобою,
царь, судиться!. И царь татарский, поражённый
мужеством Авдотьи, которая шла в Орду целый
год одна-одинёшенька по страшной дороге, терпела
голод и холод, отпускает с ней на Русь не только
родных, но и весь рязанский полон.
Герой былины
реки
и,
совершив
.0
Сухмане Непровиче.
подвиг
на
пользу
-
людям,
сын
сам
становится рекой.
Народ не сомневался, что даже природа ненави­
дит врагов. В былине о Сухмане река Непра неуто-
5
мимо размывает мосты и переходы, по которым та­
тары хотят переправиться на русский берег.
В этой былине отразились удивительные поня­
тия
наших
предков
об
окружающем
их
мире.
И солнце, и ветер, и река, и деревья