РуЛиб - онлайн библиотека > Казанцева Юлия > Культурология и этнография > 12 вечеров с классической музыкой

Читаем онлайн «12 вечеров с классической музыкой»

УДК 785.11
ББК 85.31
К14
Во внутреннем оформлении и в оформлении обложки
использованы иллюстрации Натальи Якуниной
В коллаже на обложке использованы иллюстрации:
Sunward Art, paseven, Eky Studio / Shutterstock.com
Используется по лицензии от Shutterstock.com
К14
Казанцева, Юлия.
12 вечеров с классической музыкой: как понять и полюбить великие произведения / Юлия Казанцева. — Москва : Эксмо, 2022. — 224 с. — (Неисчерпаемое искусство:
классическая музыка в теории и жизни).
ISBN 978-5-04-121801-0
Как Чайковский всего за несколько лет превратился из дилетанта
в композитора-виртуоза? Какие произведения слушали Джованни Боккаччо и Микеланджело? Что за судьба была уготована женам великих
композиторов? И почему музыка Гайдна может стать аналогом любого
витамина?
Все ответы собраны в книге «12 вечеров с классической музыкой».
Под обложкой этой книги собраны любопытные факты, курьезные случаи и просто рассказы о музыкальных гениях самых разных временных
эпох. Если вы всегда думали, как подступиться к изучению классической
музыки, но не знали, с чего начать и как продолжить, — дайте шанс
этому изданию.
Юлия Казанцева, пианистка и автор этой книги, занимается музыкой уже 35 лет. Она готова поделиться самыми интересными историями из жизни любимых композиторов — вам предстоит лишь налить
себе бокал белого (или чашечку чая — что больше по душе), устроиться
поудобнее и взять в руки это издание. На его страницах вы и повстречаетесь с великими, после чего любовь к классике постепенно, вечер
за вечером, будет становиться все сильнее и в конце концов станет бесповоротной.
УДК 785.11
ББК 85.31
ISBN 978-5-04-121801-0
© Ю. Казанцева, текст, 2022
© Н. Якунина, иллюстрации, 2022
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2022
Содержание
Вступление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
Вечер первый. Как все начиналось.
Русская музыка XVIII века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7
Вечер второй. Петр Ильич Чайковский . . . . . . . . . . . 21
Вечер третий. «Иоланта» Чайковского —
взгляд изнутри . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Вечер четвертый. Немного о «кучкистах» . . . . . . . . . . 45
Вечер пятый. Средние века — темные или светлые? . . . 65
Вечер шестой. Что слушали
Боккаччо и Микеланджело? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Вечер седьмой. Витаминная музыка Йозефа Гайдна . . . 93
Вечер восьмой. Несколько слов о Бетховене . . . . . . . 103
Вечер девятый. Франц Шуберт . . . . . . . . . . . . . . . 113
Вечер десятый. Как не бояться
нововенских классиков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Вечер одиннадцатый. Последние произведения,
или музыкальные завещания Великих . . . . . . . . . . . . 141
Вечер двенадцатый. Женщины-композиторы:
миф или реальность? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
3
М
узыка воодушевляет, способствует полету воображения,
она придает жизнь всему существующему. Это универсальный язык человечества. И как же прекрасно, что
музыку можно слушать не только «ухом внешним», но
и «внутреннем», читая и размышляя о ней”, —
историк искусства, член ассоциации
искусствоведов, академический
директор лектория «Синхронизация»
Ольга Чуворкина
Вступление
Х
очу начать с признания — я не писатель. На самом деле
я пианистка.
Недавно я подсчитала, что из моих 35 лет 30 я занимаюсь музыкой. Неудивительно, что в какой-то момент у меня накопилось
столько восторгов и знаний о ней, что захотелось ими поделиться. Поэтому я стала не только играть, но и рассказывать
о том, что играю на своих концертах. Но и этого показалось
мало: рассказы забываются, поэтому возникла идея записать
некоторые из них. Так родилась эта книга.
Если вы посмотрите на оглавление, то можете удивиться.
Потому что сложно найти логику в выборе тем: тут и всем
знакомый Чайковский, и средневековая музыка, и женщиныкомпозиторы… Дело в том, что я сразу решила, что пишу не
учебник, а просто делюсь тем, что люблю. Есть такая стадия
влюбленности, когда на каждом углу хочется говорить о том,
какой необыкновенно чудесный ваш избранник. Вот и у меня
так: хочется всем рассказать, каким прекрасным человеком
был Франц Шуберт, и каким примерным семьянином — Иоганн Себастьян Бах. Но если я так начну делать — подходить
на улице к прохожим, держать их за пуговицу и рассказывать,
как прекрасны симфонии Чайковского, то неизвестно, к чему
это приведет. В формате книги рассказывать безопаснее.
5
12 вечеров с классической музыкой
Когда общаешься с великой музыкой всю жизнь, возникает
иллюзия, что ты лично знаком с композиторами. Постепенно узнаешь их привычки: кто любил чай с ватрушками, а кто
жареную картошку. И этой ценной информацией мне тоже хотелось поделиться, потому что и через ватрушки можно приблизиться к пониманию музыки Михаила Ивановича Глинки,
я так думаю.
А если серьезно, мне хотелось показать безграничные возможности классической музыки. Заглянуть туда, куда не так часто
заглядывают, говоря о ней: в эпоху Средних