РуЛиб - онлайн библиотека > Ковельман Аркадий > Религиоведение > Сокрытое и явленное в Талмуде: Очерк нефилософского мышления на исходе античности

Читаем онлайн «Сокрытое и явленное в Талмуде: Очерк нефилософского мышления на исходе античности»

Свет этот — порожденье тьмы ночной
и отнял место у нее самой.
И.-В. Гёте. «Фауст». Перевод Б. Пастернака
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА
ИНСТИТУТ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ
А. Б. Ковельман, У. Гершович
Сокрытое
и
явленное
в Талмуде
Очерк
нефилософского мышления
на исходе античности
МОСКВА «ИНДРИК» 2016
УДК 21
К 56
Авторы выражают признательность
Российскому еврейскому конгрессу,
на средства которого была издана эта книга
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ГЛАВА 1
ГЛАВА 2
Рецензенты:
член-корреспондент РАН,
доктор философских наук А. В. Смирнов,
доктор филологических наук Л. Ф. Кацис
ГЛАВА 3
ГЛАВА 4
ГЛАВА 5
Ковельман А. Б., Гершович У.
Сокрытое и явленное в Талмуде:
Очерк нефилософского мышления на исходе
античности. — М.: «Индрик», 2016. — 448 с.
ГЛАВА 6
ГЛАВА 7
ГЛАВА 8
ISBN 978-5-91674-397-5
ГЛАВА 9
Вавилонский Талмуд был создан в Южном Ираке в III–VII вв.
За пестрой тканью Талмуда, за анекдотами, изречениями, диалогами скрывается глубокий смысл. Этот смысл зашифрован в
кольцевой композиции трактатов, в метафорах и аллегориях.
В основе его — «нефилософское мышление», соединяющее
логику с мифом и поэзией. Расшифровка Талмуда на фоне греческой философии, Нового Завета и христианского богословия
составляет содержание этой книги.
ГЛАВА 10
© Текст, А. Б. Ковельман, У. Гершович, 2016
© Оформление, Издательство «Индрик», 2016
ГЛАВА 11
ГЛАВА 12
Бегство от логоса: к пониманию
раввинистической герменевтики . . . . . . . . . . . . 15
Фармация Талмуда:
«Таанит» и «Федр» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Поэтика сокрытия:
«Хагига» и «Теэтет» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
Война и мир в Талмуде: «Гиттин» . . . . . . . . . 139
Остановить мгновение:
«Брахот» и «Исповедь» Августина . . . . . . . 197
Мир и Ханаан: «Санхедрин» . . . . . . . . . . . . . . 251
Миф о субботней свече: «Шаббат» . . . . . . . . 289
Александр Македонский и Нарцисс:
«Тамид», «Назир», «Недарим» . . . . . . . . . . . 307
Путь Бога и путь Израиля:
«Моед катан» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 331
Легенда о Мирьям бат Бильге: «Сукка» . . . 347
Освящение Израиля: «Киддушин» . . . . . . . . 369
Структура как сокрытие:
вопросы метода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 385
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 401
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 407
Указатель источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 433
Список сокращений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 445
ПРЕДИСЛОВИЕ
…Ведь я хочу только одного — быть
понятым.
И. Кант. Предисловие
к «Критике практического разума»
Но предложение отправить Канта в Соловки не только не поразило иностранца,
но даже привело в восторг. — Именно,
именно, — закричал он, и левый зеленый
глаз его, обращенный к Берлиозу, засверкал, — ему там самое место! Ведь говорил
я ему тогда за завтраком: «Вы, профессор,
воля ваша, что-то нескладное придумали!
Оно, может, и умно, но больно непонятно.
Над вами потешаться будут».
М. Булгаков. Мастер и Маргарита
В
ысокие тексты обречены на непонимание.
Природа непонимания хорошо известна — одновременное сокрытие и раскрытие сущего. По словам Хайдеггера, «сущее,
вообще говоря, является, но выдает себя за нечто иное
по сравнению с тем, что оно есть»1. А потому (по словам Деррида) «текст является текстом только тогда,
когда он скрывает от первого взгляда, от первого попавшегося закон своего построения и правило своей
1
Хайдеггер 2008. С. 163.
| 7
Предисловие
игры»2 . Иначе говоря, только высокий, поэтический
текст, скрывающий и утаивающий свой смысл, является текстом.
Ниоткуда не следует, что высокий текст принадлежит
к высоким жанрам и передвигается на ходулях. Нет ничего ходульного в стихах позднего Бродского, но смысл
разорван и иронически зияет. Нужно мощное усилие,
чтобы сшить разорванное, навести мосты над разрывами смыслов. Усилий автора оказывается недостаточно,
и в игру вступают поколения экзегетов, толкователей.
Само толкование, если оно принадлежит Проклу или
Лиотару, есть высокий текст и скрывает себя, раскрывая
свой предмет. Поэтому сокрытие продолжается, образуя золотую цепь традиции.
Эта книга посвящена Талмуду — основополагающему несакральному тексту еврейской традиции. Рождению Талмуда предшествовала череда катастроф: сожжение Храма и разрушение Иерусалима (70 г.), гибель
александрийского еврейства (115–117 гг.), поражение
восстания Бар Кохбы (132–135 гг.). В ходе катастроф
была порвана пуповина, соединявшая христианство с
материнской религией. Сам иудаизм поменялся почти
до неузнаваемости, хотя настаивал на своем тождестве
с собой. Это была уже религия без Храма. Место Храма заняли синагоги и ешивы. В ешивах изучали Тору, в
синагогах молились и читали проповеди. Читали проповеди и изучали Тору «мудрецы» и «ученики мудрецов» — клан