РуЛиб - онлайн библиотека > Сарабьянов Андрей > Культурология и этнография > Русский авангард. И не только

Читаем онлайн «Русский авангард. И не только»


Русский авангард. И не толькоАндрей Сарабьянов. Русский авангард. И не только
От автора
Глава 1. Из истории русского авангарда
Пути и распутья русского авангарда
Импрессионизм через призму авангарда
География авангарда в провинции
Москвичи на выставках «Союза молодежи»
Еврейские художники в русском авангарде
Прорывы русского авангарда
Прорыв Владимира Татлина
Прорыв Василия Кандинского
Прорыв Ивана Клюна
Прорыв Ольги Розановой
Прорыв Владимира Бурлюка
Прорыв Варвары Степановой
Прорывы Казимира Малевича
Авангард и шестидесятники
Глава 2. Персоны русского авангарда
Российские годы Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой. Некоторые наблюдения
Михаил Ларионов – куратор выставок
Казимир Малевич и Иван Клюн. Взаимосвязи двух художников
Владимир Маяковский и начало алогизма Казимира Малевича
Татлин, Пунин, Бруни. «Формула нагружения»
Юлия Оболенская – художник и писатель
Революция Пунина
Русский авангард Георгия Костаки
Николай Харджиев – собиратель и исследователь русского авангарда
Глава 3. Возвращенный авангард. поиски и находки
Глава 4. Друзья
Список Юрия Роста
Художник Резо Габриадзе. Обыкновенный гений
Дорога к живописи через живопись. Фархад Халилов
Азбука про Николая Андриевича
Братство Тотибадзе
Мой старший друг Василий Ракитин
Об Алисе Порет с любовью
Примечания

Андрей Сарабьянов
Русский авангард. И не только

В книге использованы фото из личного архива автора.

В книге использованы репродукции, хранящиеся в Государственном Русском музее.

© А.Д. Сарабьянов, текст, иллюстрации, 2023

© Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

© Издательство АСТ, 2023

От автора

Издание сборника собственных статей – всегда некое высказывание, за которое ты несешь авторскую ответственность. Ситуация существенно отличается от той, когда мнение автора уже не может быть высказано.

Когда издательство АСТ предложило мне составить этот сборник (за что выражаю глубокую признательность), я неожиданно оказался в каком-то странном положении. Статей было опубликовано много, и почти в каждой мне виделись какие-то крупицы важных для меня идей. Каждая статья в большей или меньшей степени была историей дорогого мне периода русского искусства – авангарда. Но одновременно каждая статья была предназначена для определенного издания и поэтому обладала собственной спецификой. В собранной «куче» оказались предисловия к публикациям (книгам), статьи к каталогам разнообразных – исторических и персональных – выставок, статьи исследовательские, доклады на конференциях и даже тексты, основанные на телевизионных передачах (например «Правила жизни»).

Всё это нужно было перечитывать (многие авторы разделяют мою нелюбовь читать собственные тексты!), редактировать, сокращать и соединять в единое целое. Мне помогли близкие – один бы я не справился.

Статьи, которые я включил в сборник, не претендуют на то, чтобы быть историей русского искусства первой трети ХХ столетия. Тем не менее они раскрывают многие важные аспекты этой истории. В истории искусства меня интересует прежде всего событийная сторона историко-художественных явлений. Мне важнее «как и когда», а уже потом «почему и зачем». Статьи помещены в первом («Из истории русского авангарда») и втором («Персоны авангарда») разделах сборника.

Я давно хотел записать историю моих поисков и находок работ художников-авангардистов в запасниках провинциальных музеев. В результате этих разысканий, начатых еще в конце 80-х годов прошлого века, в музейную сферу вернулось более двух сотен картин, графических листов и даже несколько скульптур. Мне показалось уместным написать воспоминания об этом и поместить в сборник. Что я и сделал в третьем разделе («Возвращенный авангард»).

Для меня история искусства не ограничивается прошлым. Дружба с художниками, работы которых меня восхищают, стала важной частью жизни. Воспринимаю эту дружбу как неоценимый дар, в котором живое общение за веселым застольем сочетается с возможностью наблюдать рождение шедевров. Я не мог не вспомнить тех, кто навсегда остался в моем сердце, и тех, кто по-прежнему радует меня своим дружеством. Так возник четвертый раздел – «Друзья».

Благодарю всех издателей за разрешение поместить в сборнике мои ранее опубликованные тексты.

Глава 1
Из истории русского авангарда

Пути и распутья русского авангарда

Четверть столетия, вместившаяся между 1907 и 1932 годами, – краткий, но ярчайший период рождения и взросления, расцвета и трагического конца русского авангарда. Это художественное явление уже не одно десятилетие воспринимается не только как реальный факт истории русского искусства, но и как один из величайших периодов мирового художественного