РуЛиб - онлайн библиотека > Эсплунд Лэнс > Изобразительное искусство, фотография > Искусство видеть. Как понимать современное искусство
Читаем онлайн «Искусство видеть. Как понимать современное искусство»
- 123 . . . последняя (7) »
Лэнс Эсплунд Искусство видеть. Как понимать современное искусство
Посвящается ЭвелинLance Esplund The Art Of Looking How To Read Modern And Contemporary Art
Copyright © 2018 by Lance Esplund © ООО «Ад Маргинем Пресс», 2021 © ООО «ABCдизайн», 2021
* * *
1. Эдуар Мане Завтрак на траве. 18632. Пауль Клее Воющая собака. 1928
3. Леонардо да Винчи Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом После 1503
4. Ханс Хофман Ворота. 1959-1960
5. Пит Мондриан Композиция с синим 1926
6. Плененный сатана Эфиопия. Начало XIX века
7. Бальтюс Кот перед зеркалом I 1977-1980
8. Марсель Дюшан Фонтан. 1917 (позднейшая реплика)
9. Ханс Арп Рост. 1938
10. Пауль Клее Знаки в желтом.1937
11. Ричард Серра 2000. Вид экспозициив музее Dia:Beacon
12. Роберт Гобер Нога без названия 1989-1990
13. Ричард Таттл Белый шарик, синий свет. 1992
14. Джереми Блейк Кадр из фильма «Винчестер». 2002
Введение
За последние сто лет ландшафт искусства разительно изменился. Мы уже видели и «Черный квадрат» (1915) Казимира Малевича – абстрактное полотно с изображением черного квадрата на белом фоне, и скандально известный «Фонтан» (1917; ил. 8) Марселя Дюшана – фарфоровый писсуар с подписью художника. В середине века наступило время абстрактного экспрессионизма, с капельной живописью Джексона Поллока, и поп-арта, с шелкографиями Энди Уорхола, изображавшими Мэрилин Монро, банки супа «Campbell’s» и Председателя Мао. Расцвет неодадаизма и концептуализма был ознаменован серией Пьеро Мандзони «Дерьмо художника» (1961) – девятью десятками консервных банок, якобы содержащих по 30 граммов экскрементов самого автора. В 1971 году во время перформанса «Выстрел» руку Криса Бёрдена прострелили из винтовки 22-го калибра по его собственной просьбе. В 2007-м в рамках инсталляции «Ты» Урс Фишер отбойным молотком выдолбил огромный кратер в цементном полу галереи Гэвина Брауна в Нью-Йорке. А в 2016-м Маурицио Каттелан заменил фарфоровый унитаз в одном из общественных туалетов Музея Соломона Гуггенхайма интерактивной скульптурой «Америка» – действующей копией унитаза, отлитой из 18-каратного золота. Стоит ли удивляться тому, что интересующиеся искусством люди не просто сбиты с толку, но и напуганы? Как им теперь относиться к тому диапазону возможностей, который предоставляют художникам галереи и музеи? Не значит ли это, что Анри Матисс, Пабло Пикассо и Поллок – дела давно минувших дней, а искусство двадцатого века в первую очередь должно озадачивать, шокировать и провоцировать? Может быть, современное искусство, с его мало кому понятными шутками, рассчитано исключительно на художественную элиту? Или объект шуток – мы? И если зрители не спешат выстраиваться в очередь, чтобы увидеть «Америку» Каттелана или ретроспективу Джеффа Кунса, Кары Уокер или Герхарда Рихтера, то они многое упускают? Или речь вообще о чем-то другом? Сегодняшняя публика вполне обоснованно задается этими вопросами. Всегда ли большинство людей шло «не в ногу» с искусством своего времени? А вдруг вся эта неразбериха, все эти сомнения – знак чего-то абсолютно нового, что свойственно исключительно новейшему искусству? Ответы на эти вопросы – как и искусство, которое мы обсуждаем, – сложны и многогранны. Люди сталкивались с- 123 . . . последняя (7) »