РуЛиб - онлайн библиотека > Автор неизвестен - Народные сказки > Мифы. Легенды. Эпос > Сказки и легенды ингушей и чеченцев

Читаем онлайн «Сказки и легенды ингушей и чеченцев»

с к а з к и и легенда»*
ИНГУШЕЙ
Ш 4 1 HEHIiEB
#
ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА»
сказки и легенды
ИНГУШЕЙ
И ЧЕЧЕНЦЕВ
ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МОСКВА 1983
с
С42
Редакционная коллегия серии
«СКАЗКИ И МИФЫ НАРОДОВ ВОСТОКА»
И. С. БРАГИНСКИЙ, Е. М. МЕЛЕТИНСКИЙ,
С. Ю. НЕКЛЮДОВ (секретарь), Е. С. ГЮВИК, Д. А. ОЛЬДЕРОГГЕ
(председатель), Б. Л. РИФТИН, С' А. ТОКАРЕВ
Составление, перевод, предисловие,
примечания и типологический анализ
сюжетов
А. О. МАЛЬСАГОВА
Ответственный редактор
А. И. АЛИЕВА
С42
Сказки и легенды ингушей и чеченцев. Сост.,
пер.,.предисл. и примеч. А. О. Мальсагова. М., Глав­
ная редакция восточной литературы издательства
«Наука», 1983.
384 с. («Сказки и мифы пародов Востока»)
В сборнике представлены наиболее популярные жанры чеченоингушского фольклора — сказки и легенды. Записи фольклорных
текстов осуществлены в годы Советской власти. Сказки и легенды
сопровождаются предисловием и обширным комментарием.
С
/1702210000-031 о п ,
013(02)-83
°д"82(Б) Главная редакция восточной литературы
издательства «Наука», 1983.
О СКАЗКАХ И ЛЕГЕНДАХ ВАЙНАХОВ
Вайнахи — самоназвание чеченцев и ингушей, которые с незапамятных
времен живут в юго-восточной части Северного Кавказа, занимая северные
склоны Кавказского хребта и южную часть Терско-Кумской низменности по
правому берегу Терека и на восток до реки Аксай. Численность чеченцев
и ингушей, по переписи 1979 г., составила 942 тыс. человек (756 тыс. чечепцев и 186 тыс. ингушей). Родственные по происхождению и духовпой куль­
туре, эти народы свободно понимают друг друга; их языки, близкие пЪ лек­
сическому составу, грамматическому строю и фонетике, относятся к вайнахской группе кавказских языков. Древнейшие упоминания о вайнахах встре­
чаются в сочинениях античных авторов — Страбона, Плиния, Птолемея,
которые называют их по-разному: троглодиты, хамекиты, гаргареи [143,
218] К В «Армянской географии» VII в. вайнахов именуют нахчматьянами,
кистами (цит. по [130, 18]), а в «Картлис цховреба» («История Грузии») и
в «Жизни картлийскйх царей» Л. Мровели — дзурдзуками (цит. по [170,51]).
Одна из этнических групп позднее выделилась и образовала этнос нохчий (у русских они получили имя чеченцев от названия плоскостного села
Чечен), другая —легла в основу этноса галгай (известного русским под
именем ингушей от названия плоскостного села Ангушт). Эти народы жили
в пределах своих владений, в основном совпадающих с той территорией, на
которой и сейчас живут* чеченцы и ингуши [173, 78].
Судя по одним родовым преданиям первопредком чеченцев считается
Нохчо, ингушей — Галга, в других преданиях говорится о том, что чечен­
цы ^-потомки ингушей, либо наоборот; или что Нохчо и Галга родные
братья [127, 14].
Общность языков, исторических судеб, культуры позволяет говорить и
о едином чечено-ингушском фольклоре. Единство фольклора вайнахов про­
является не только в тематике, народных идеалах и мировоззрении, но и
в системе художественно-изобразительных средств, приемов и стиля, хотя
одни произведения могли в большей степени бытовать в одних районах,
другие — в иных [159, 28].
1
Первая цифра здесь и далее указывает номер работы в. Библиогра­
фии, вторая — страницу.
5
Интерес к фольклору вайнахов был проявлен тогда, когда началось ин­
тенсивное изучение истории, этнографии и языков кавказских горцев. На­
чало научного, изучения народов Северного Кавказа было положено первыми
кавказскими экспедициями Российской Академии наук в конце XVIII — на­
чале XIX в. [226; 227].
Собиранием, публикацией и исследованием фольклора вайнахов зани­
мались не только представители передовой части русской интеллигенции,
но и образованные ингуши и чеченцы. Произведения устного народного
творчества публиковались в таких дореволюционных изданиях, как «Сбор­
ник сведений о кавказских горцах», «Сборник материалов для описания
местностей и племен Кавказа», «Сборник сведений о Терской области», жур­
нал «Этнографическое обозрение», газеты «Кавказ», «Терские ведомостях
и др. Из-за отсутствия у вайнахов письменности публикация текстов на
языке оригинала была практически невозможна — они печатались лишь в
русском переводе. Среди этих публикаций значительное место занимали
сказки, предания и легенды.
Первые легендарные и сказочные сюжеты вайнахов содержатся в ста­
тье И. Цискарова «Картина Тушетии» [24], носящей общий этнографический
характер; им ж& опубликовано предание «Лозы любви» [23] и три героикоэпические песни.
Много сделал для изучения и публикации фольклора вайнахов ингуш­
ский этнограф Ч. Э. Ахриев. Он считал, что в устном народном творчестве
отражается жизнь народа и о характере народа можно судить по его сказ­
кам --и преданиям и^ отчасти по сохранившимся народным обычаям [2].
Ч. Э. Ахриев опубликовал в переводе на русский язык двенадцать нартских сказании и больше десяти волшебных