РуЛиб - онлайн библиотека > Пименов Владимир > Культурология и этнография > Вепсы. Очерки этнической истории и генезиса культуры

Читаем онлайн «Вепсы. Очерки этнической истории и генезиса культуры»


«Вепсы. Очерки этнической истории и генезиса культуры» картинка № 1

ОТ АВТОРА

Предлагаемая вниманию читателей работа первоначально была задумана как исследование по собственно этнографии вепсов с небольшой вводной главой о древней этнической и культурной истории этого народа. Однако по мере углубления в материал выяснилось, что область вепсской этнокультурной истории содержит такие важные проблемы, что должна стать предметом специального изучения. Таким образом, вопросы изучения собственно вепсской этнографии здесь затронуты лишь в той мере, в какой это требуется для освещения этнокультурной истории. К сожалению, недостаток места не позволил более полно отобразить все стороны того процесса, изучению которого посвящена настоящая книга: некоторые важные разделы пришлось опустить, ограничившись лишь конспективным изложением их содержания.

Комплексный характер исследования, привлечение данных и выводов ряда смежных наук и дисциплин (археологии, языкознания, этнографии, истории, антропологии и фольклористики) потребовали многочисленных консультаций со специалистами, со стороны которых я всегда встречал любезную готовность оказать мне необходимую помощь. Своими добрыми советами мне помогли археологи Л. А. Голубева, А. М. Линевский, Г. А. Панкрушев и Ю. А. Савватеев; этнографы В. Н. Белицер, М. В. Витов, Р. Ф. Тароева и Н. В. Шлыгина; фольклористы И. П. Лупанова и К. В. Чистов; языковеды Н. И. Богданов (ныне покойный), А. А. Беляков, М. И. Зайцева, Г. Н. Макаров, М. И. Муллонен, А. И. Попов, Н. И. Скуратова и M. М. Хямяляйнен; антропологи Г. Ф. Дебец, К. Ю. Марк и H. Н. Чебоксаров; историки А. С. Жербин, Т. В. Старостина и И. П. Шаскольский, который, кроме того» взял на себя труд отредактировать всю книгу. В подготовке рукописи к печати приняли участие также А. В. Климова и А. В. Щемелева.

Всем этим товарищам приношу мою сердечную благодарность.

Вл. Пименов.

ВВЕДЕНИЕ

1
Вепсы — небольшая народность, обитающая в сопредельных местностях северо-восточной части Ленинградской и на северо-западной окраине Вологодской областей, а также в юго-западной прибрежной полосе Онежского озера в пределах Карельской АССР (рис. 1). Занимая восточную часть обширного пространства, заключенного между тремя крупнейшими северными озерами — Ладожским, Онежским и Белым,[1] они в настоящее время не имеют единой и компактной этнической территории, а расселены несколькими группами чересполосно с русским населением.

Более всего обособлены от остальных северные (шелтозерские или прионежские) вепсы, заселившие узкую прибрежную полосу в юго-западном Прионежье, протянувшуюся с юга на север от сел. Гимрека (в 30 км от истока р. Свири) до сел. Шокша (в 60 км южнее Петрозаводска). Наиболее крупные пункты, населенные вепсами: Шокша, Шелтозеро и Рыбрека.

Значительное скопление вепсских деревень находится в верхнем и среднем течении р. Ояти (там, где она делает крутую излучину к северу), в большой мере совпадая с границами бывш. Виницкого района Ленинградской области. Наиболее крупные пункты, населенные вепсами: Виницы, Озера, Ладва, Ярославичи, Надпорожье.

Восточнее, вдоль границы Ленинградской и Вологодской областей, по северному и восточному склонам Вепсской возвышенности с севера на юг протянулась неширокая полоса, издавна ставшая районом расселения заметной группы вепсской народности — шимозерских вепсов. Наиболее крупное поселение — Шимозеро. В последние полтора десятилетия основная масса здешних жителей переселилась отсюда в селения южного Прионежья (Ошту, Мегру, Вознесенье) и города Посвирья (Лодейное Поле, Подпорожье).

Еще далее к востоку, в верхнем течении р. Иводы (приток Мегры), локализуется небольшое скопление вепсских деревень, жителей которых обычно именуют белозерскими: место их обитания всего в 70 км от Белого озера. Наиболее крупное селение — Пондала.


«Вепсы. Очерки этнической истории и генезиса культуры» картинка № 2

Рис. 1. Схема современного расселения вепсов.
В районе истоков р. Лиди (приток Чагодощи) по южным склонам Вепсской возвышенности разместились деревни южных вепсов — ефимовских (по названию прежнего районного центра). Наиболее крупный населенный пункт — Сидорово.

Севернее их, в районе истоков рек Капши и Паши, как бы соединяя между собою местности, заселенные ефимовскими и оятскими вепсами, разместилась еще одна вепсская группа, которую иногда называют шугозерской (также по наименованию районного центра). Пункты с чисто вепсским населением — Корвала, Нойдала.

Территория расселения вепсов в прошлом без сомнения была значительно обширнее. Еще в XIX столетии в Прионежье вепсы жили гораздо севернее мест их теперешнего обитания, занимая прибрежную полосу вплоть до Петрозаводска; верхнее Посвирье, ряд местностей в среднем течении Ояти, а также