РуЛиб - онлайн библиотека > Александров Виктор > Устаревшие материалы > Рисунок, чертеж, картина на ЭВМ
Читаем онлайн «Рисунок, чертеж, картина на ЭВМ»
- 12
; ~НО- ПОПУ.ПЯРНАЯ БИБЛИOfEКА ШКОЛЬНИКА
,
В. В. АЛЕКСАНДРОВ, В.С ШНЕЙДЕРОВ
Рисунок
•
че
i,
на ЭВ
,
I
!
!
I
\
II
I
.
'
•
,.,•
Ленинград
"Машиностроение"
Ленинградское отделение
1987
1'"
ВВК
32.97
А46
УДК
681.3.004.14
•
р е Ц е "3 е н т
Jt.внд. тextL наук И. А. РуМJlНЦСВ
•
Александров В. в.. Шнеi\цepoo в. С.
А4б
Рисунок, чертеж, К8J)'ntи8 ка ЭВМ.- Л.:
Машиностроение.
Ленингр.
отд-ние,
1988.-
128 с.,
ИЛ.- (НаУЧНО-ПОПУmlрнаи
библиотека
школьника)
8 книге
11 rюпулир.юА форме рассо38НО
00
ЭJJnI.тро,що
IIыислtfтeJlыыbIJI. МIIШИнаJ(. которые y/'lttlOТ CТранственное
чертежи
планирование,
видов,
осуществnяет
проектирование
ин
терьеров, подсчитывает стоимость проекта.
1.
КОМПЬЮТЕРНОЕ ИСКУССТВО
•
Начало компьютерному искусству положили мате
матики. Оказалось, что многие математические функции
обладают высокими эстетическими свойствами и в то
же
время
ввести
их
в
компьютер
и
манипулировать
ими о чень удобно с помощью стандартной клавиатуры .
Особенно удобными оказалис ь функции sin 11 сos: полу
чаемые изображения всегда размещаются а центре эк
рана, с их
помощью
можно получать большое разно·
образие изображений за счет
числа переменны:х (рис.
изменения небольшого
67).
Случайное и детерминированное в искусстве. Другое
направление
разВ(П~IИ у
компьютерного
компьютера
искусства
заключается н
"навыков" самостоятельного
рисования. Компьютер создает композиции из геомет
рических фигур, форма, размер, положение, ориента
ция и цвет которых задаются не ПРОl'pЗМмистом, а слу
чаем .
В 60-е гг. в прессе появились любопытные сообще
ния о том, что один предприимчивый художник ДJШ
создания абстрактных проиэведений живописи ИСПОЛЬ
зо вал осла. Привязав к его хвосту кисть, он окунал ее IJ
Кр;1ску, посл е чего ставил осла задом к полотну.
размах ивал
хвостом,
OceJl
кисть оставляла на полосе разно
цветные пол осы . Как ни странно, но на таЮfе "карти·
ны" нахОДlUlИсь покупатели. При исnOльэовании вычис
лительной техники · МОЖНО было бы 06dйтись и без осла
i4
достаlОчно В компьютер ввести
npQrpaMMy,
описываю
щую траекторию помахивания хвостом и добавить к
нсй элемент случайности. В компьютере элемент случай
ности задается с помощью подпрограммы, называемой
zeuepaTQpo/l-f.
СJ1Учайuых
ЧUC€iI.
Генерируемые
числа
обычно лежат в пределах от нуля до единицы. Так, на
рис. 68 координаты точек задаются последователь
ностью случайны~ чисел: значения, откладываемые по
оси х, лежат в пределах от О до
105, 123 ...• а по оси у .- от О до
320: 153, 264, 36, 9,
200: 12, 22, 180. 126,
68. 10 ....
Изображение на рис. 68 совершенно случайно. Хао
тическое расположение точек не несет никакой инфор
мации и не имеет эстетической ценности.
Введем в изображение элемент структуры (поряд
ка) - окружности, сохранив при этом случайность вы
бора координат их центров (рис.
69).
Это изображение,
на наш взгляд, более привлекательно. Оно чем-то на
поминает картину кипения BOДbJ.
Для построения рис . 70 таюке использовался гене
ратор случайных чисел. (Художник-программист вывел
на графопостроитель
6
65 000 точек,
на это потребовалось
чП.) Здесь плотность распределения точек
лась
еще
и
тремя
концеНТриtlескими
определя
окружностями.
Изображение имеет некоторую эстетическую ценность.
Если бы оно было строго детерминированным (упоря
доченным), Т.е. состояло только из трех окружностей,
то показалось бы примитивным.
На рис. 71 "Скалистый берег" мы .наблюдаем пере
ход от полной упорядоченности до полной бесформен
~ости, хаоса. Как видно из рисунка, и чистая сину(.'Оида
и полный хаос Не3стетичны. Наше внимание в оснинном
задерживается на средней части рисунка.
i
В музыке мы таюке наблюдаем СОЧСТ'dНие упорядо
!:ieнHoro и случайного . Так, Моцарт изобрел своеобраз
kый способ сочинения мелодий: игральные ко(.'Ти ВЫКИ-
•
Дblвались на специальную таблицу, определяющую вы-
бор очередного такта создаваемой пьесы. Великие ком
позиторы ясно сознавали JЮЛЬ случайности в общем
•!строении музы кального сообщения ..
;' Итак, компьютер . предоставляет нам широкую гам
~y возможностей - от строгой упорядоченности до чис
..,0\0
той\случайности. Причем упорядоченность и случайность
сочетать в любых ПРОПОp1Ufях.
8s
а)
.'
6)
Рис. 67 . ВаРН IЩИИ IJtt тему r '- "(1 + COSnk-f) ...
86
8)
,
#sin n k"" ."де r -
1,!lД"Уt'; 11, k , 'IJ, n, 11 - 1I~·Мt-"",, ..
,
В. В. АЛЕКСАНДРОВ, В.С ШНЕЙДЕРОВ
Рисунок
•
че
i,
на ЭВ
,
I
!
!
I
\
II
I
.
'
•
,.,•
Ленинград
"Машиностроение"
Ленинградское отделение
1987
1'"
ВВК
32.97
А46
УДК
681.3.004.14
•
р е Ц е "3 е н т
Jt.внд. тextL наук И. А. РуМJlНЦСВ
•
Александров В. в.. Шнеi\цepoo в. С.
А4б
Рисунок, чертеж, К8J)'ntи8 ка ЭВМ.- Л.:
Машиностроение.
Ленингр.
отд-ние,
1988.-
128 с.,
ИЛ.- (НаУЧНО-ПОПУmlрнаи
библиотека
школьника)
8 книге
11 rюпулир.юА форме рассо38НО
00
ЭJJnI.тро,що
IIыислtfтeJlыыbIJI. МIIШИнаJ(. которые y/'lttlOТ CТранственное
чертежи
планирование,
видов,
осуществnяет
проектирование
ин
терьеров, подсчитывает стоимость проекта.
1.
КОМПЬЮТЕРНОЕ ИСКУССТВО
•
Начало компьютерному искусству положили мате
матики. Оказалось, что многие математические функции
обладают высокими эстетическими свойствами и в то
же
время
ввести
их
в
компьютер
и
манипулировать
ими о чень удобно с помощью стандартной клавиатуры .
Особенно удобными оказалис ь функции sin 11 сos: полу
чаемые изображения всегда размещаются а центре эк
рана, с их
помощью
можно получать большое разно·
образие изображений за счет
числа переменны:х (рис.
изменения небольшого
67).
Случайное и детерминированное в искусстве. Другое
направление
разВ(П~IИ у
компьютерного
компьютера
искусства
заключается н
"навыков" самостоятельного
рисования. Компьютер создает композиции из геомет
рических фигур, форма, размер, положение, ориента
ция и цвет которых задаются не ПРОl'pЗМмистом, а слу
чаем .
В 60-е гг. в прессе появились любопытные сообще
ния о том, что один предприимчивый художник ДJШ
создания абстрактных проиэведений живописи ИСПОЛЬ
зо вал осла. Привязав к его хвосту кисть, он окунал ее IJ
Кр;1ску, посл е чего ставил осла задом к полотну.
размах ивал
хвостом,
OceJl
кисть оставляла на полосе разно
цветные пол осы . Как ни странно, но на таЮfе "карти·
ны" нахОДlUlИсь покупатели. При исnOльэовании вычис
лительной техники · МОЖНО было бы 06dйтись и без осла
i4
достаlОчно В компьютер ввести
npQrpaMMy,
описываю
щую траекторию помахивания хвостом и добавить к
нсй элемент случайности. В компьютере элемент случай
ности задается с помощью подпрограммы, называемой
zeuepaTQpo/l-f.
СJ1Учайuых
ЧUC€iI.
Генерируемые
числа
обычно лежат в пределах от нуля до единицы. Так, на
рис. 68 координаты точек задаются последователь
ностью случайны~ чисел: значения, откладываемые по
оси х, лежат в пределах от О до
105, 123 ...• а по оси у .- от О до
320: 153, 264, 36, 9,
200: 12, 22, 180. 126,
68. 10 ....
Изображение на рис. 68 совершенно случайно. Хао
тическое расположение точек не несет никакой инфор
мации и не имеет эстетической ценности.
Введем в изображение элемент структуры (поряд
ка) - окружности, сохранив при этом случайность вы
бора координат их центров (рис.
69).
Это изображение,
на наш взгляд, более привлекательно. Оно чем-то на
поминает картину кипения BOДbJ.
Для построения рис . 70 таюке использовался гене
ратор случайных чисел. (Художник-программист вывел
на графопостроитель
6
65 000 точек,
на это потребовалось
чП.) Здесь плотность распределения точек
лась
еще
и
тремя
концеНТриtlескими
определя
окружностями.
Изображение имеет некоторую эстетическую ценность.
Если бы оно было строго детерминированным (упоря
доченным), Т.е. состояло только из трех окружностей,
то показалось бы примитивным.
На рис. 71 "Скалистый берег" мы .наблюдаем пере
ход от полной упорядоченности до полной бесформен
~ости, хаоса. Как видно из рисунка, и чистая сину(.'Оида
и полный хаос Не3стетичны. Наше внимание в оснинном
задерживается на средней части рисунка.
i
В музыке мы таюке наблюдаем СОЧСТ'dНие упорядо
!:ieнHoro и случайного . Так, Моцарт изобрел своеобраз
kый способ сочинения мелодий: игральные ко(.'Ти ВЫКИ-
•
Дblвались на специальную таблицу, определяющую вы-
бор очередного такта создаваемой пьесы. Великие ком
позиторы ясно сознавали JЮЛЬ случайности в общем
•!строении музы кального сообщения ..
;' Итак, компьютер . предоставляет нам широкую гам
~y возможностей - от строгой упорядоченности до чис
..,0\0
той\случайности. Причем упорядоченность и случайность
сочетать в любых ПРОПОp1Ufях.
8s
а)
.'
6)
Рис. 67 . ВаРН IЩИИ IJtt тему r '- "(1 + COSnk-f) ...
86
8)
,
#sin n k"" ."де r -
1,!lД"Уt'; 11, k , 'IJ, n, 11 - 1I~·Мt-"",, ..
- 12