РуЛиб - онлайн библиотека > Вайнер Аркадий > Историческая проза > Петля и камень в зеленой траве. Евангелие от палача
Читаем онлайн «Петля и камень в зеленой траве. Евангелие от палача»
- 123 . . . последняя (13) »
Аркадий и Георгий Вайнеры Петля и камень в зеленой траве Евангелие от палача
© А. А. Вайнер, Г. А. Вайнер, (наследники), 1990, 1991 © Оформление. ООО «Издательская Группа „Азбука-Аттикус“», 2023 Издательство Азбука® Серийное оформление Вадима Пожидаева Оформление обложки Егора Саламашенко* * *
Время, когда это происходило, ушло от нас и превратилось в историю. Но «история должна быть злопамятной», говорил тишайший великий историк Николай Михайлович Карамзин. И, как бы следуя сей заповеди, авторы романа не делают никаких попыток писать об этом времени, «добру и злу внимая равнодушно». Они не летописцы, они – судьи… Они никого не милуют.Лев Разгон. Из вступительной статьи к роману «Петля и камень в зеленой траве»
То, что люди не знают обстоятельств, в которых происходит действие «Евангелия от палача», это не только никак не останавливает, а наоборот, подвигает. Потому что если они читают хорошую книгу… Если человек ее читает, он начинает понимать то, чего он не понимал и не знал. Он проникается пониманием той эпохи… Хваткий не антисемит, не русофоб. Он – враг человечества… представитель той особой породы, которая не против евреев, русских или негров, – она против всех людей. Люди этой породы – дьяволы, Сатана в человеческом обличье…Аркадий Вайнер
* * *
Петля и камень в зеленой траве
От авторов
Известно: у каждой книги своя судьба. И особый интерес вызывают судьбы нетривиальные. Думается, роман «Петля и камень…» переживает именно такую, необычную судьбу. Книга была задумана и написана в 1975–1977 годах, когда короткая хрущевская оттепель осталась далеко позади, – в самый разгар брежневского «застоя», в условиях, при которых строить какие бы то ни было политические прогнозы было, по крайней мере, авантюрным легкомыслием. Все видели, к чему мы пришли; никто не мог сказать – куда мы идем. Разгул всесильной административной машины, новый культ личности, океан демагогической лжи, в котором утонуло наше общество, нарастающая экономическая разруха, всеобщее бесправие – вот социальная и духовная атмосфера, в которой создавался и которую призван был воссоздать наш роман. Задача казалась нереальной, тем более что авторы «умудрились» положить в его основу две самые запретные, самые острые, самые неприкасаемые «зоны»: беззаконную деятельность органов госбезопасности того периода и – «еврейский вопрос»! И притом взяли себе принципом описывать правду, одну только правду, ничего, кроме правды… Роман, судя по всему, был заранее обречен. Он и лежал «в столе» до поры, доступный лишь самым близким людям. С учетом печального опыта гроссмановской «Жизни и судьбы», сохранившейся просто чудом, авторы не показывали рукопись в редакциях, не хранили ее дома, а фотопленку с зашифрованным текстом укрыли в надежном месте, отклоняя лакомые предложения западных издателей, – это уже был горький урок Синявского и Даниэля. Но рукописи не горят. И приходит однажды их пора.Август 1989 годаМосква
Часть первая
Подробности разгадки я не знаю, Но, в общем, вероятно, это знак грозящих государству потрясений.В. Шекспир. Гамлет
1. Алешка. 9 июля 1978 года. Москва
Я знал, что это сон. Небыль, чепуха, болотный пузырь со дна памяти. Дремотный всплеск фантазии пьяницы. Судорога похмельного пробуждения. Но сил прогнать кошмар не было. И не было мысли вскочить, потрясти головой, закричать, рассеять наваждение… Услышал негромкий стук, даже не стук, а тихий треск расколовшегося дерева. Торчит из двери огромный нож. Кинжал с черненой серебряной ручкой, весь в ржавчине и зелени, еще мелко трясется. И прежде чем он замер, я разглядел на рукоятке выпуклые буквы «SSGG». И хотя я никогда в жизни не видел этого кинжала, я сразу сообразил, что это повестка тайного страшного суда ФЕМЕ. Не шелохнувшись, лежал я на тахте, глядя с ужасом на вестника кары, и пытался сообразить – почему мне? За что? Дверь неслышно растворилась, и я увидел их. Трое в длинных черных капюшонах с прорезями для глаз и рта. Но обувь у них была обычная – черные полуботинки. И форменные брюки с кантом. Они молча смотрели на меня, но во сне не нужны слова, мы хорошо понимали друг друга. – Ты знаешь, кто мы? – беззвучно спросил один. – Да, гауграф. Вы судьи Верховного трибунала ФЕМЕ. – Ты знаешь, кто уполномочил нас? – Да, гауграф. Вас наделили беспредельными правами властители мира. – Ты знаешь, что мы храним? – Да, гауграф – вы храните Истину и караете праздномыслов, суесловов и еретиков. – Ты знаешь символы трибунала ФЕМЕ? – Да, гауграф.- 123 . . . последняя (13) »