РуЛиб - онлайн библиотека > Джонс Дэн > История: прочее > Крестоносцы. Полная история

Читаем онлайн «Крестоносцы. Полная история»

«Крестоносцы. Полная история» картинка № 1

Дэн Джонс Крестоносцы. Полная история

Переводчик Галина Бородина

Научный редактор Николай Сайнаков, канд. ист. наук

Редактор Наталья Нарциссова

Издатель Павел Подкосов

Руководитель проекта Александра Казакова

Ассистент редакции Мария Короченская

Художественное оформление и макет Юрий Буга

Корректоры Татьяна Медингер, Ирина Панкова

Компьютерная верстка Андрей Ларионов


© Dan Jones, 2019

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2024

© Электронное издание. ООО «Альпина Диджитал», 2024

* * *
Уолтеру


χαλεπὰ τὰ καλά{1}


В те дни мужчины пеклись о мехах не меньше, чем о своих бессмертных душах.

Адам Бременский (ок. 1076 г.)

Карты

1 → Европа и Святая земля после Первого крестового похода (ок. 1099 г.)

2 → Государства крестоносцев в XII в.

3 → Ход Реконкисты

4 → Путь Первого крестового похода из Константинополя (1097–1099 гг.)

5 → Осада Антиохии (1097–1098 гг.)

6 → Осада Иерусалима (июнь-июль 1099 г.)

7 → Второй крестовый поход (1147–1149 гг.)

8 → Языческие племена Прибалтики (ок. 1100 г.)

9 → Дельта Нила в период Пятого крестового похода (1217–1221 гг.)

10 → Монголы и мамлюки (ок. 1260 г.)


Рис. 1. Европа и Святая земля после Первого крестового похода (ок. 1099 г.)

«Крестоносцы. Полная история» картинка № 2

Рис. 2. Государства крестоносцев в XII в.

«Крестоносцы. Полная история» картинка № 3

Рис. 4. Ход Реконкисты

«Крестоносцы. Полная история» картинка № 4

Введение

Эпос, написанный кровью…

Незадолго до Пасхи 1188 года архиепископ Кентерберийский отправился в Уэльс. Вдали от Англии, в Восточном Средиземноморье, началась война, и архиепископу Балдуину Фордскому было поручено завербовать несколько тысяч крепких добровольцев для армии, которая собиралась туда отправиться.

Откровенно говоря, дело им предстояло непростое. Путешествие по суше и морю на Восток и обратно заняло бы у решивших вступить в войско как минимум полтора года и обошлось бы в кругленькую сумму. В пути их поджидали нешуточные опасности: кораблекрушения, разбойники или смерть от какой-нибудь болезни задолго до того, как они доберутся до места назначения — христианского Иерусалимского королевства в Палестине. Шансы вернуться домой с большой добычей были ничтожны. Да, по правде говоря, перспектива просто вернуться выглядела туманной.

Вражеское войско возглавлял султан Египта и Сирии курд Салах ад-Дин Юсуф ибн Айюб, называемый Саладином, — талантливый полководец, от которого западные христиане — франки — уже потерпели ряд сокрушительных поражений. Прошлым летом Саладин разбил на поле боя огромную армию, взял в плен иерусалимского короля, похитил священную реликвию — святой Крест Господень и изгнал христианских властителей из Иерусалима. Единственную гарантированную награду участники войны, затеянной, чтобы поквитаться с Саладином, могли получить в загробной жизни: предполагалось, что Господь проявит к ним благосклонность и быстро и беспрепятственно введет в рай.

Хотя в тот религиозный век, одержимый подсчетом и отпущением грехов, такое предложение выглядело куда более соблазнительным, чем мы можем представить себе сегодня, перед Балдуином и его свитой, объезжавшими один за другим города Уэльса, стояла сложная задача: проповедовать, убеждать и разжигать энтузиазм людей в отношении войны с врагом, которого никто и в глаза не видел, в далекой стране, в которой никто не бывал.

В маленьком городке Эбертейфи, что в западном Уэльсе, приезд Балдуина стал причиной ссоры молодой супружеской пары. Муж решил отправиться в крестовый поход, а жена твердо решила никуда его не пускать. Согласно хронисту Гиральду Камбрийскому, который сопровождал архиепископа Балдуина в этой поездке и оставил о ней увлекательный отчет (хотя, увы, он не упомянул имен супругов), жена «крепко держала мужа за накидку и ремень и при всем народе… не давала ему подойти к архиепископу»[1]. Победа осталась за женщиной. Но, как пишет Гиральд, долго радоваться ей не пришлось: «Три ночи спустя услыхала она страшный глас: „Ты отняла у меня моего слугу, и посему у тебя будет отнято то, что должна любить ты“».

Тем же вечером, лежа в кровати, она неловко повернулась во сне и придавила до смерти младенца-сына, который спал с нею рядом. Это была трагедия. Но — осознала она — это было также и знамение. Архиепископ Балдуин уже покинул город, и потрясенные супруги поехали к епископу своего диоцеза, чтобы сообщить о