РуЛиб - онлайн библиотека > Ворошень Вероника > История: прочее > "Девять доблестных мужей" и "Девять доблестных жен" в западноевропейском изобразительном искусстве XIV-XVI веков

Читаем онлайн «"Девять доблестных мужей" и "Девять доблестных жен" в западноевропейском изобразительном искусстве XIV-XVI веков»

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Исторический факультет
Кафедра всеобщей истории искусства
На правах рукописи
Ворошень Вероника Алексеевна
«ДЕВЯТЬ ДОБЛЕСТНЫХ МУЖЕЙ»
И «ДЕВЯТЬ ДОБЛЕСТНЫХ ЖЕН» В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ XIV–XVI ВЕКОВ
Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Специальность 17.00.04 –
изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура
Научный руководитель –
кандидат искусствоведения, доцент
Расторгуев Алексей Леонидович
Москва – 2014
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................
4
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ.........................................
30
1.1. Введение..............................................................................................
30
1.2. «Neuf Preux» и «Neuf Preuses» как самостоятельная тема
в литературе до середины XV века..........................................................
41
1.3. «Доблестные» в сочинениях второй половины XV века
и влияние гуманистического дискурса...................................................
63
ГЛАВА 2. «ДЕВЯТЬ ДОБЛЕСТНЫХ МУЖЕЙ»
И «ДЕВЯТЬ ДОБЛЕСТНЫХ ЖЕН» В ИСКУССТВЕ
XIV – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV ВЕКОВ............................................
73
2.1. Пространство города: ратуши и фонтаны........................................
74
2.2. Пространство частной жизни: дом и замок.....................................
105
ГЛАВА 3. «UOMINI FAMOSI» И «NEUF PREUX»
ДО СЕРЕДИНЫ XV ВЕКА: СХОДСТВА, РАЗЛИЧИЯ,
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ...............................................................................
154
ГЛАВА 4. «ДЕВЯТЬ ДОБЛЕСТНЫХ МУЖЕЙ»
И «ДЕВЯТЬ ДОБЛЕСТНЫХ ЖЕН» В ИСКУССТВЕ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XV–XVI ВЕКОВ…………………………….
189
4.1. Новые места для сюжета: гравюра и декоративно-прикладное
искусство....................................................................................................
4.2. Риторика и дидактика переходной эпохи: «Девять доблестных
189
3
мужей» в контексте светском и церковном............................................
222
4.3. Непреходящая доблесть: позднее цветение традиции в среде
аристократии..............................................................................................
237
ГЛАВА 5. «UOMINI FAMOSI» ПРОТИВ «NEUF PREUX».
ЭКСПАНСИЯ РЕНЕССАНСНОЙ ТЕМЫ НА СЕВЕР
В XVI ВЕКЕ...............................................................................................
276
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................
308
БИБЛИОГРАФИЯ.....................................................................................
313
ПРИЛОЖЕНИЕ
4
ВВЕДЕНИЕ
В искусстве позднего Средневековья одно из заметных мест заняла
тема «Девяти доблестных мужей» (или как принято именовать ее в
зарубежной научной литературе «Neuf Preux»). Под этим названием
объединены исторические, легендарные и мифологические персонажи,
организованные в соответствии с хронологическим принципом в три триады:
первая состоит из героев античности (Гектор, Александр Македонский,
Юлий Цезарь), вторая – героев Ветхого Завета (Иисус Навин, Давид, Иуда
Маккавей), третья – героев христианской эпохи (король Артур, Карл
Великий и Готфрид Бульонский). Сформировавшись в XIV веке в атмосфере
рыцарской аристократической культуры, «Девять доблестных мужей»
воплотили собой образец доблести.
Традиция почитания героев прошлого имеет древнее происхождение. В
средние века она коренилась в рыцарском романе и историческом эпосе:
средневековые поэты и писатели воспевали в своих произведениях славные
деяния героев, олицетворявших собой понятия о мужестве, долге, доблести и
чести. С течением времени их круг расширялся, и к давно известным
античным мужам: Геракл, Ясон, Гектор, Ахилл, Александр Македонский и
проч. – добавились новые имена: король Артур, Ланселот, Роланд,
Персеваль, Тристан и т.д. Богатая литературная традиция отражала и в то же
время
формировала
соответствующие
ценности
и
мировоззрение
средневекового человека: Карл Смелый с юных лет читал о геройских
подвигах Гавейна и Ланселота, изучал выдержки из «les haultes histoires de
Romme» («высоких деяний Рима»), отдавая особое предпочтение Цезарю,
Ганнибалу и Александру, «lesquelz il vouloit ensuyre et contrefaire» («коим он
5
желал следовать и подражать»)1. Разумеется, круг образцовых героев не
исчерпывался античными мужами и легендарными личностями из романов, в
средние века в него также входили многочисленные персонажи библейской и
христианской истории, о которых речь пойдет ниже.
Обобщающее понятие доблестной личности было зафиксировано в XIV
веке в образах «Доблестной девятки». Начиная с первой трети XIV столетия,
они все чаще встречаются в качестве самостоятельной темы, образовав, по
словам Хорста Шредера, отдельный топос в литературе и изобразительном
искусстве2. Немного позднее, по аналогии с мужской возникла и женская
девятка («Neuf Preuses»). Впервые доблестные жены появились в «Книге
радости» Жана Лефевра, написанной между 1373 и 1387 годами3. Среди них
фигурировали амазонки и древние царицы: Пентесилея, Синопа, Ипполита,
Меналиппа, Лампето, Семирамида,