РуЛиб - онлайн библиотека > Замятин Евгений > Критика > О литературе, революции, энтропии и прочем. Статьи и заметки
Читаем онлайн «О литературе, революции, энтропии и прочем. Статьи и заметки»
- 123 . . . последняя (5) »
Евгений Замятин О литературе, революции, энтропии и прочем. Статьи и заметки
© Оформление. ООО «Издательство Эксмо», 2024Очерк новейшей русской литературы
Конспект лекции 1. Гора, чиновница и Наполеон. 2. Диалектический метод развития литературы (Адам. Общественный строй). 3. Реалисты — Горький, Куприн, Чехов, Короленко, Арцыбашев, Чириков, Телешов («Знание», «Земля»). Окуров. Поручик Ромашов. Варька. Могло произойти. Зеркала, направленные на землю. Чехов – вершина. 4. Некуда как будто идти. Но от поездов – к аэропланам. Отделение от земли: символисты. Тело – а теперь начало противоположное, революционное телу: дух. 5. Символисты — Сологуб, Гиппиус, Белый, Блок, Брюсов, Бальмонт, Вяч. Иванов, Андреев, Чулков. Вражда к земле, быту. Андреев (Некто в сером, Человек, Жена, Гости, друзья). Сологуб (Альдонса и Дульцинея, которой нет на земле). Блок (Незнакомка, Прекрасная Дама). Дульцинея, Прекрасная Дама — символически судьба достижения на земле. Облака. 6. У реалистов – то, что было, могло быть. У символистов – то, чего не было, не может быть на земле. Зеркало — и рентгеновский аппарат. Скелет жизни. Нет юмора, бодрости. 7. Трудность тем – усовершенствование приемов. Чувства, вызывающиеся музыкой. Музыка слова. Ех.: {Сокращение от фр. exemple – пример, например} Бальмонт. Заслуга символистов. Овладение стихией. 8. Диалектический путь: явление – затем враждебное – и примиряющее. Реалисты – символисты сделали свое – новореалисты. Поэты: Клюев, Ахматова, Гумилев, Городецкий. Прозаики: Белый, Сологуб, Ремизов, Бунин, Сергеев, Ценский, Пришвин, Алексей Толстой, Шмелев, Тренев. Легче и труднее говорить. Почему подробнее. 9. Символисты видели скелет. Ученый, изобретатель рентгеновских лучей и студент I курса. Новореалисты пили сладкую горечь Гиппиус, Блока, но это было – предохранительной прививкой. Облака. 10. Смех, юмор – как у реалистов. Сологуб – Передонов – злой, убивающий смех. Ремизов – Ионыч (штаны, в корзинке). Страдальческий смех. Пришвин – Голубое знамя (окно за 10 рублей). Жизнерадостный Никандров – шпик. Захолустные офицеры; у попа была… Кошмарный, жуткий. Юмор – сходство с прежними реалистами и отличие от символистов. Смех – знак победы, силы. Новореалисты – более здоровое литературное поколение. Символисты имели мужество уйти, новореалисты – вернуться к жизни. 11. Вернувшись к жизни, новореалисты изображают иначе. Микроскоп. Кусочек вашей кожи. Неправдоподобность кожи под микроскопом. Что же настоящее, реальное? Кажущаяся неправдоподобность – открывает истинную сущность. Реалисты – кажущуюся реальность; новореалисты – подлинную. 12. Вот почему у новореалистов – преувеличенность, уродливость. Сологуб – Передонов. Недотыкомка. Белый. «Петербург». Кубическая карета Аполлона Аполлоновича.* * *
Вы подошли к горе. Вы поднимаетесь. Вам прекрасно видно гору: камень, куст, по кусту ползет червь. Вам видно прекрасно – и все-таки, когда вы стоите так на горе, – вы не видите ее, вы не можете почувствовать ее размеров, не можете определить ее очертаний. И только издали, отъехавши на десяток верст, когда уже далеко будут камень, куст и червяк, все подробности горы, – только издали вы увидите самую гору. Громадные события последних лет – мировая война, русская революция – та же самая гора. Пока мы видим только куст, червяка, камень, а гору увидим, только отъехавши на десяток лет. И только тогда может появиться подлинная художественная литература о мировой войне и революции. То, что художники слова пытаются сказать об этом сейчас, – непременно будет… в ту или другую сторону, однобоко… современник неизбежно попадает в положение одной чиновницы времен 1812 года, которая проклинала Наполеона не за что-нибудь другое, а за то, что во время Бородинского сражения случайной пулей была убита ее прекрасная корова. Вот почему, когда я буду говорить с вами о новейшей русской художественной литературе, я оставлю в стороне литературу последней минуты, я оставлю в стороне попытки сейчас ответить на рёв бури за этими стенами. Эти попытки войдут в историю революции, но в историю искусства они не войдут. Чтобы перейти к тому, что я называю новейшей русской литературой, позвольте мне начать с Адама. Тот период, о котором я хочу говорить с вами, – начинается Чеховым и кончается литературой предреволюционной эпохи: за время революции литература ничего не создала – или мы не знаем. Это не случайно: 1. этот период представляет собою логически замыкающийся цельный цикл, как вы увидите дальше, и 2. этот период ограничен одинаковыми вехами: тенденциозной литературой. Помните, как в Библии рассказывается предание о появлении первого человека? Было- 123 . . . последняя (5) »