РуЛиб - онлайн библиотека > Коллектив авторов > Биографии и Мемуары > Якопо Тинторетто

Читаем онлайн «Якопо Тинторетто»

71
2011
Великие художники
Иногда, приступая к рассказу о каком-либо историческом событии или личности, бывает трудно решить,
с чего начать. Самое, казалось бы, простое – начать ab
initio (лат. – «от начала»). И тогда получается: «В год такой-то произошло то-то (родился тот-то)...» Такой подход вполне оправдан, но в данном случае оставим его и
начнем по-другому. И даже не с самого Якопо Тинторетто, а с... Паоло Веронезе и его произведения «Брак
в Кане» (1563, Лувр, Париж). И вот почему. Эта картина
без долгих предисловий вписывает Тинторетто в определенную историческую эпоху (пока не будем говорить,
Возрождение ли это еще или уже маньеризм и барокко),
ярчайшим представителем которой он стал.
На переднем плане автор изобразил группу музицирующих людей. Сто лет спустя после написания
полотна венецианский художник и писатель Марко
Боскини в своем труде «Сокровища венецианской живописи» (1674) идентифицировал их, и оказалось, что
на полотне запечатлены Тициан Вечеллио, Якопо Бассано, Якопо Тинторетто и сам Паоло Веронезе. Крупнейшие художники венецианской школы живописи
представлены в той иерархии, в которой они сохранили свое значение в истории живописи: Тициан –
глава школы (он играет на басовом инструменте, дающем основу гармонии), в соотношении с ним инструменты более высокого звучания – в руках музыкантов (то
есть художников) более молодого поколения. Это единственный групповой портрет главных представителей
венецианской школы живописи XVI века.
П. Веронезе. Брак в Кане. 1563
Юность художника
Якопо (Джакопо) Робусти, по прозванию Тинто-
ретто, родился в Венеции 29 сентября 1518 (в некоторых документах указывается другая дата – 1519). Его
отцом был Джованни Баттиста Комин1. Фамилию
Робусти, как недавно было установлено, Джованни
Баттиста получил в связи с тем, что стойко (итал. –
«robusto») защищал городские ворота Падуи при атаке на город войск Лиги Камбраи (коалиция государств
против Венецианской республики, 1508–1518). Прозвище же художника появилось из-за рода деятельности его родителя, который был красильщиком (итал. –
«tintore»), и, строго говоря, оно означает «маленький
красильщик» (итал. – «tintoretto»; в сущности – «сынишка красильщика»). Якопо был старшим сыном
в семье, где впоследствии на свет появился еще двадцать один ребенок.
Сведений о юности Тинторетто, кроме самых общих, крайне мало. Дж. Вазари, автор «Жизнеописаний
наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) – главнейшего источника данных о жизни
итальянских художников Возрождения, – в этом случае
не очень помогает. Тинторетто для Вазари еще не был
«наиболее знаменитым», чтобы всерьез им заниматься,
поэтому не удостоился отдельной статьи. Информация
о нем помещена в биографию другого венецианского
3
Якопо Тинторетто
Ужин в Эммаусе. 1542–1543
живописца – Баттисты Франко. Но и эти крохи важны, так как дают представление о работах Тинторетто,
которые сгорели во время пожара во Дворце дожей в
1577. Больше сведений содержится в жизнеописании
художника (La vita di Giacopo Robusti), сделанном венецианцем Карло Ридольфи в 1642. Но и они – это
нужно иметь в виду – часто неточны.
В детстве Якопо, прирожденный художник, изрисовал все стены в мастерской отца. Известно, что, став
постарше, он научился хорошо играть на арфе (необычный выбор инструмента для юноши), но страсть
к живописи взяла верх. Отец рано заметил и оценил
талант мальчика и, когда Якопо было около пятнадцати лет (примерно в 1533), отправил его к Тициану,
чтобы посмотреть, что может получиться из сынишки.
Это один из достоверных фактов юности Тинторетто.
У великого мастера молодой человек пробыл очень
недолго, возможно, всего дней десять. Тот буквально
поспешил избавиться от него, распознав вероятного
будущего соперника. «Жесткую борьбу с Тинторетто
Тициан продолжал до последнего дня жизни. Словно
какое-то творческое бешенство овладело старым мастером»2. Но и у самого юноши были большие амбиции:
4
он вознамерился преобразить венецианскую живопись,
привнеся в нее, как он представлял себе, выдающиеся
находки в области красочности и изящности форм, чем
славились картины художников флорентийской и римской школ; знанием анатомии, которая проявляется в
изображении человеческих фигур и их драматических
взаимосвязей в сложных мизансценах. Он собирался
также наделить свою живопись обостренными контрастами света и тени.
Все перечисленные особенности стиля Тинторетто
(а он добился своего) проявились в его произведениях
не сразу. Исполнение ранних, еще незрелых работ живописца указывает на то, что он, возможно, пристально изучал творения Андреа Cкьявоне, Париса Бордоне
или Бонифацио да Верона. Тинторетто благоговел
перед Тицианом, но как человек совершенно не был
похож на своего кумира, а его творчество привлекало
другого рода патронов и заказчиков – скорее представителей среднего класса,