РуЛиб - онлайн библиотека > журнал «Игрушечка» > Дореволюционные российские издания > Игрушечка 1882 №43

Читаем онлайн «Игрушечка 1882 №43»

Н О Я Б Р Ь 7 1882
Г О Д Ъ Т Р Е Т ІЙ .

4 3
И ГРУ Ш Е Ч К А
Журналъ для дѣтей
К.Вейерманъ.Гр.
Цѣна на годъ съ дост. . . .
безъ дост. . .
Н а полгода...................
На три мѣсяца.............
Редакція: Малая Подьяческая,
6
5
3
2
д.
р. — к.
» — »
» 50 »
» — »
4, кв. 16,
СОДЕРЖАНІЕ: I. Рафаэль п его картины. И. По­
повой.—II. Мадонна. (Стих.).—III. Переѣздъ черезъ
Бреннеръ. Гр. Ины К апнистъ,—ІУ. Дающаго рука
н е оскудѣваетъ. Пер. А. Гурьевой.
РАФАЭЛЬ И ЕГО КАРТИНЫ,
(Очеркъ).
Н ВЫСОКОЙ, отдѣльно стоящей горѣ Умбрійскаго
А
горнаго хребта, отрасли Аппенинъ, расположенъ
укрѣпленный городокъ—Урбино, прежняя столица
герцогства и резиденція владѣтельнаго принца де Монте­
фельтро и его сына Гвидобальдо.
Въ этомъ уединенномъ городкѣ, окруженномъ дѣвствен­
ными дубовыми рощами, родился 6-го апрѣля 1483 года
1244
ИГРУШЕЧКА
Рафаэль Санти. Радостно встрѣтили своего первенца роди­
тели и сама судьба казалось улыбнулась ему съ колыбели.
Его отецъ—Джіованни Санти—былъ замѣчательный своего
времени живописецъ, а мать его Марія—дочь богатаго урбинскаго негоціанта. Домикъ, въ которомъ Рафаэль впервые
увидѣлъ свѣтъ Божій, и по настоящее время стоитъ на преж­
немъ мѣстѣ. Недавно онъ купленъ поклонниками и истин­
ными друзьями искусства, которые устроили тамъ городской
музей, съ цѣлью увѣковѣчить память этого великаго гені­
альнаго человѣка.
Родители Рафаэля страстно любили своего сына и
окружали нѣжными ласками и попеченіями. Замѣтивъ въ
Рафаэлѣ съ самыхъ раннихъ лѣтъ любовь къ рисованію,
Джіованни, не надѣясь на свои личныя знанія, хотѣлъ отдать
его въ ученье къ знаменитѣйшему живописцу того времени,
маэстро Піетро Ванучи ІІеруджино. Но ему не удалось это
исполнить. Джіованни вскорѣ умеръ, оставивъ сына на попе­
ченіи матери — женщины молодой и неопытной, незнавшей
что дѣлать съ ребенкомъ. Опекунъ же мальчика, Бартоломео
Санти, тоже о немъ не заботился. Но судьба продолжала
покровительствовать своему любимцу м послала Рафаэлю
втораго отца въ лицѣ дяди, брата его матери, Симони де
Баттиста Чіарло. Привязавшись къ своему маленькому пле­
мяннику, онъ рѣшилъ исполнить волю его покойнаго отца
и отдалъ Рафаэля въ ученье къ великому маэстро.
Весною 1495 года, ровно черезъ годъ по кончинѣ Джіованни,
въ одно ясное майское утро маленькій Рафаэль вмѣстѣ со своимъ
дядей пустились въ путь, уложивши на мулла скромные
пожитки мальчика. Ясно и радостно было на сердцѣ Рафа­
эля, когда онъ отправлялся въ свое первое странствованіе.
Его чуткая артистическая душа наслаждалась новыми впе­
чатлѣніями и образами. Въ то время искусства начинали
процвѣтать въ Италіи и молодой художникъ съ замираніемъ
сердца останавливался въ церквахъ и часовняхъ передъ про­
изведеніями великихъ маэстровъ, между которыми встрѣчалъ
РАФАЭЛЬ И ЕГО ДЯДЯ.
1246
ИГРУШЕЧКА
и произведенія своего отца. Знаменитый Перуджино по­
нялъ геніальнаго ученика и далъ направленіе его дарова­
нію. Къ сожалѣнію, немного извѣстно о жизни этого вели­
каго маэстро; единственная біографія его, написанная Ва­
зари, далека отъ правды. Біографъ изображаетъ его чело­
вѣкомъ жестокимъ и невѣрующимъ; между тѣмъ, какъ на
самомъ дѣлѣ Перуджино былъ добръ и глубоко религіозенъ.
Во флорентинской галлереѣ и теперь находится картина,
на которой онъ изобразилъ самого себя, держащимъ въ рукѣ
полуразвернутый свитокъ пергамента съ надписью: „Timete
Deum “ (бойтесь Б ога). Отличительная черта произведеній
этого художника, вполнѣ усвоенная его ученикомъ Рафаэ­
лемъ, — это умѣнье придать картинѣ жизненность. Въ ряду
превосходныхъ картинъ Перуджино, лучшею считается: „По­
лож ен іе во гробъ Х р и с т а “, которая до сихъ поръ хра­
нится во дворцѣ Питти, во Флоренціи. Кромѣ необыкно­
венной гармоніи и яркости красокъ, она поражаетъ вѣр­
ностью фигуръ и глубокой задушевностью. Можно ска­
зать, что она занимаетъ первенствующее мѣсто въ области
картинъ религіознаго содержанія.
Въ скоромъ времени Рафаэль такъ свыкся съ манерою и худо­
жественными . пріемами своего учителя, что и теперь не­
рѣдко возникаютъ споры о томъ, учителемъ ли или ученикомъ
рисована та или другая картина. Впослѣдствіи, когда талантъ
Рафаэля развился до самобытности, его картины отличались
геніальностью, повліявшей на успѣхи итальянской живописи.
Изъ числа картинъ, писанныхъ Рафаэлемъ въ студіи Перуджино,
выдается „С позали ція“ (обрученіе дѣвы Маріи съ Іоси­
фомъ). Въ ней рѣзко проявился геній художника. Эта кар­
тина была заказана для украшенія алтаря Св. Іосифа, въ
церкви Св. Франциска въ Цитѣ ди Кастелло. Въ настоящее
время она находится въ картинной галлереѣ Милана и поль­
зуется всемірною извѣстностью. Въ изображеніи фигуръ, въ
ихъ группировкѣ Рафаэль далеко превзошелъ всѣхъ пред­
шествовавшихъ ему художниковъ. Его Марія, Іосифъ и