РуЛиб - онлайн библиотека > Ксенофонтов Г. > Язычество > Шаманизм. Избранные труды

Читаем онлайн «Шаманизм. Избранные труды»

Г. В. Ксенофонтов
ШАМАНИЗМ
Избранные труды
(Публикации 1926 — 1929 гг.)
ШАМАНИЗМ
Избранные труды
В настоящий сборник включены работы известного якутского этнографа и фольклориста Г. В. Ксенофонтова, посвященные шаманству якутов
и других народов Сибири, опубликованные в конце 1920-х годов.
После репрессий 30-х годов его имя надолго исчезло из историографии Сибири. Исчезло, но не было забыто — вклад Г. В. Ксенофонтова в исследования историко-этнографических и фольклорных проблем, раскрывающих самобытность культур народностей Севера, трудно переоценить.
Издание сборника работ Г. В. Ксенофонтова приурочено к международной конференции «Шаманизм как религия: генезис, реконструкция,
традиции» в г. Якутске. Право на издание и переиздание настоящего
сборника принадлежит исключительно Музею музыки и фольклора народов Якутии.
Выпуск издания приурочен
к международной конференции
«Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции»
Якутск, 1992 год
Г.В. Ксенофонтов. Шаманизм. Избранные труды
http://vk.com/gvksenofontov
2
Утверждено к печати научным советом международной конференции
«Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции»
Составитель и автор предисловия А. Н. Дьячкова, Музей музыки и фольклора народов Якутии
Оформление В. Ю. Ангерова
Спонсор издания — Якутский филиал «АЭРОФЛОТБАНКА»
Сборник подготовлен к публикации творческо-производственной фирмой
«Север-Юг».
К 1805030000-009
073(02)—91
23—91
ISBN 5-07-001317-3
Г.В. Ксенофонтов. Шаманизм. Избранные труды
http://vk.com/gvksenofontov
3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Гавриил Васильевич Ксенофонтов — представитель первой плеяды
якутских интеллигентов, ученый-этнограф, фольклорист, научное наследие
которого представляет огромный интерес не только как яркая страница
якутской и сибирской историографии, но и как явление якутской культуры.
Его судьба, как и судьбы большинства представителей этого поколения
интеллигентов, сложилась трагично. В 1938 г. он был репрессирован и
вскоре ушел из жизни.
Труды, оставленные Ксенофонтовым, представляют большую ценность для изучения истории и культуры народов Якутии и Сибири и давно
стали библиографической редкостью. Помимо изданных работ он оставил
богатое рукописное наследие, которое хранится в архиве Якутского научного центра (ЯНЦ) РАН.
В 20—30-е годы имя ученого было широко известно в научных и общественных кругах Сибири. Его труды издавались в основном в Иркутске,
являвшемся в те годы научным центром Сибири. Здесь он продолжительное время жил, здесь же он начал свой путь в науку. После репрессии его
имя исчезает из якутской и сибирской историографии. И только после его
реабилитации в 1958 г. появилась возможность восстановить доброе имя
талантливого якутского ученого, вернуть науке его труды.
Начало этому благородному делу было положено известным якутским фольклористом Г. У. Эргисом. В 1963 г. к 75-летию со дня рождения Г.
В. Ксенофонтова он подготовил доклад о жизни и деятельности исследователя, который лег в основу статей, вышедших в начале 1960-х годов.
Полностью он был опубликован лишь в 1978 г., после смерти автора.1
Сотрудниками Института языка, литературы и истории Якутского филиала СО АН СССР (И. М. Алексеевым, П. Е. Ефремовым) во главе с Г. У.
Эргисом была проведена большая работа по розыску и возвращению на
родину рукописного наследия Г. В. Ксенофонтова. Огромная роль в систематизации и изучении материалов архива ученого принадлежит Г. У. Эргису. Большую помощь в научно-технической обработке оказала опытный
архивариус Архива ЯФ АН СССР А. Л. Новгородова.
В 1963 г. в вышеупомянутом докладе о составе архива Г. У. Эргис
раскрыл его содержание. И с этого времени начался новый этап в изуче1
Эргис Г. У. О научной деятельности и рукописном архиве Г. В. Ксенофонтова // Очерки истории русской
этнографии, фольклористики и антропологии. Вып, VIII. М 1978, С. 122-135.
Г.В. Ксенофонтов. Шаманизм. Избранные труды
http://vk.com/gvksenofontov
4
нии творчества Г. В. Ксенофонтова — этап освоения собранных им материалов, ценнейших источников для изучения шаманизма и культуры
народов Сибири, мимо которых не прошел ни один исследователь. Его
творческое наследие получило широкое признание в нашей стране. Это
сопровождалось неослабевающим интересом к незаурядной личности
самого ученого, к его биографии. Вышедшие в эти годы в периодической
печати небольшие публикации о жизненном и творческом пути ученого
только усиливали интерес. В его личном фонде сохранилась автобиография, которая помогла восстановить отдельные факты жизни и деятельности Г. В. Ксенофонтова.2
Г. В. Ксенофонтов родился 15 января (4 января по старому стилю)
1888 г. в урочище Тит-Арыы на р. Лена, в 180 км выше г. Якутска, в зажиточной семье якутов 4-го Мальжагарского наслега Западно-Кангаласского
улуса (ныне Орджоникидзевского района) Василия Никифоровича и Екатерины Максимовны Ксенофонтовых. Как человек