РуЛиб - онлайн библиотека > Резников Игорь > Публицистика > Записки музыковеда 3

Читаем онлайн «Записки музыковеда 3»

Игорь Резников Записки музыковеда 3

Глава 1. Октябрьские годовщины. Паганини

Гений скрипки

27 октября 1782 г. в Генуе родился Никколо Паганини, исполнитель и композитор, один из величайших скрипачей в мировой истории.
«Записки музыковеда 3» картинка № 1
Любимец дам, неистощимый виртуоз, он всегда пользовался повышенным вниманием. Его игра завораживала слушателей, многие плакали, услышав пение его инструмента. Паганини сам признавался, что скрипка владела им безраздельно, он даже не ложился спать, не прикоснувшись к своей любимице.

Паганини родился в семье мелкого торговца, но прежде его отец был грузчиком. Неизвестно, посещал ли будущий великий музыкант школу, потому что его рукописи, даже относящиеся к зрелому возрасту, полны грубейших ошибок. Как гласит легенда, мать Никколо как-то во сне увидела ангела, который предсказал ее сыну блестящую музыкальную карьеру. Что очень обрадовало отца, ведь именно об этом он и мечтал. Отец даже часто запирал маленького Никколо на чердаке, когда он в 5 лет начал заниматься на мандолине, а вскоре учиться играть на скрипке, чтобы тот больше занимался. Позднее это отразилось на здоровье Паганини.

31 июля 1795 года в театре Сант-Агостино состоялся первый публичный концерт 12-летнего музыканта. На вырученные от концерта средства Никколо смог поехать в Парму, чтобы продолжить обучение у Алессандро Ролла, знаменитого скрипача и композитора, впоследствии музыкального руководителя театра Ла Скала. Когда Антонио Паганини вместе с сыном приехали к Ролла, тот не смог их принять из-за плохого самочувствия. Рядом с комнатой музыканта лежал его инструмент и ноты сочиненного им же произведения. Маленький Никколо взял эту скрипку и исполнил то, что было записано на нотной бумаге. Услышав его игру, А. Ролла вышел к гостям и сообщил, что не может ничему большему научить этого исполнителя: он и так уже всё знает.

На протяжении всей карьеры концерты Паганини производили настоящий фурор. Рассказывают, что особо впечатлительные дамы теряли на них сознание. Некоторые зрители даже заглядывали за кулисы и искали там второго скрипача, потому что были уверены, что один человек не в состоянии сыграть так. Второго не оказывалось, и ничего не оставалось, как списывать эту гениальную игру на происки властелина преисподней. Многие современники музыканта были уверены, что Паганини получил такой необычайный дар, потому что продал свою душу дьяволу. Среди всех слухов, ходивших вокруг персоны скрипача, выделяется легенда о том, что он специально обращался к хирургу для проведения тайной операции, позволившей ему значительно повысить гибкость рук. «Доброжелатели» посылали его родителям письма, в которых пытались запятнать имя музыканта. Чего только стоит легенда о том, что свою искусную игру Паганини оттачивал в тюрьме. Даже у Стендаля и Мопассана упоминается об этой странной выдумке.

Распространение этих слухов всячески поддерживала католическая церковь — ведь Паганини был масоном, при этом наотрез отказывался сочинять католические псалмы, зато сочинил масонский гимн. Не способствовало репутации маэстро и то, что он был заядлым картежником, часто оставаясь из-за этого без средств.

Примечательно, что в своих выступлениях скрипач был не только вдохновенен, но и расчетлив. Он продумывал всё до мельчайших мелочей. Даже «внезапно лопнувшая струна» или расстроенный инструмент — всё было частью его гениальной программы. Музыкант не очень любил записывать свои сочинения на бумаге, так как хотел быть единственным их исполнителем. При жизни Паганини почти не печатал своих произведений, боясь, что тайна его виртуозной игры будет раскрыта. Правда, однажды знаменитый австрийский скрипач и композитор Генрих Эрнст сумел очень удивить великого коллегу, исполнив никогда не издававшиеся вариации Паганини на своем концерте. Как-то Паганини отказал самому английскому королю. Получив приглашение от него выступить при дворе за довольно скромный гонорар, маэстро пригласил короля на свой концерт в театре, прибавив: «Ваше величество еще больше сэкономит таким образом». Вообще, будучи весьма востребованным исполнителем, за свои выступления Никколо получал огромные по тем меркам гонорары. После своей смерти он оставил наследство в несколько миллионов франков (франк, общеевропейская валюта того времени, составлял около ста нынешних рублей). При этом великий скрипач был очень рассеянным, он с трудом мог запомнить даже дату своего рождения. Зачастую в документах он указывал неверный год, причем каждый раз это были разные даты.

Из-за умения Паганини подражать на скрипке пению птиц, человеческому разговору, игре на гитаре и других инструментах, его называли «Южным колдуном». Кстати, о гитаре. Не все знают, что Паганини был виртуозным гитаристом и очень любил этот инструмент. Недаром он оставил немало сочинений для гитары, в том числе концерты,