РуЛиб - онлайн библиотека > Сапгир Генрих > Русская классическая проза > Собрание сочинений. Т. 4. Проверка реальности
Читаем онлайн «Собрание сочинений. Т. 4. Проверка реальности»
- 123 . . . последняя (13) »
Генрих Сапгир Собрание сочинений. Том 4. Проверка реальности
Новое литературное обозрение Москва 2024 УДК 821.161.1 ББК 84(2=411.2)6 С19 Руководитель редакционной коллегии – Ю. Б. Орлицкий Генрих Сапгир Собрание сочинений. Том 4: Проверка реальности / Генрих Сапгир. – М.: Новое литературное обозрение, 2024. Новое собрание сочинений Генриха Сапгира – попытка не просто собрать вместе большую часть написанного замечательным русским поэтом и прозаиком второй половины ХX века, но и создать некоторый интегральный образ этого уникального (даже для данного периода нашей словесности) универсального литератора. Он не только с равным удовольствием писал для взрослых и для детей, но и словно воплощал в слове ларионовско-гончаровскую концепцию «всёчества»: соединения всех известных до этого идей, манер и техник современного письма, одновременно радикально авангардных и предельно укорененных в самой глубинной национальной традиции и ведущего постоянный провокативный диалог с нею. В четвертом томе собраны тексты, в той или иной степени ориентированные на традиции и канон: тематический (как в цикле «Командировка» или поэмах), жанровый (как в романе «Дядя Володя» или книгах «Элегии» или «Сонеты на рубашках») и стилевой (в книгах «Розовый автокран» или «Слоеный пирог»). Вошедшие в этот том книги и циклы разных лет предполагают чтение, отталкивающееся от правил, особенно ярко переосмысление традиции видно в детских стихах и переводах. Обращение к классике (не важно, русской, европейской или восточной, как в «Стихах для перстня») и игра с ней позволяют подчеркнуть новизну поэтического слова, показать мир на сломе традиционной эстетики. В оформлении обложки использован фрагмент фотографии Г. Сапгира. Фотограф И. Пальмин. Москва, 1975 г.ISBN 978-5-4448-2371-2
© Г. В. Сапгир, наследники, 2024 © С. Артёмова, состав, послесловие, 2024 © Н. Агапова, дизайн обложки, 2024 © ООО «Новое литературное обозрение», 2024
КОМАНДИРОВКА (25–29 МАРТА 1964)
«Взвод…»
Взвод!
Равняйсь! —
айсь… айсь… айсь…
Рассчитайсь!
В–вашу мать
Подтяни живот
А за корпусами
Убедитесь сами
Завод
Кру–гом!
На работу бе–гом!
Весь мир —
Армия
«Женщина сморозила глупость…»
Женщина сморозила глупость
А он улыбается
Улыбаются
Его яйца
Улыбается
Сок ему в пасть!
«Правда…»
Правда!
Равда!
Авда!
Вда!
Вдарь!
Да… правда
«Я пьян…»
Я пьян
На краю земли
За северным полярным кругом
Голова идет кругом
Город —
Порт
Любовь —
Спорт
Еда —
Спирт
И болотная вода
«Красные портьеры…»
Красные портьеры
Розовые стены
Голубая комбинация
И комбинация
Из этих цветов
И я готов… уже готов…
«Пойти в кино…»
Пойти в кино?
Или выпить еще?
Или спать завалиться?
Командировочному скучища!
Одна луна как белена
За северным полярным кругом
«Говорили…»
Говорили
И тут солнышко светит
Говорили
И тут люди живут
Не верю
Третий день ни с кем не заговариваю
Боюсь
Вдруг не ответит
«Опьянел после первой рюмки…»
Опьянел после первой рюмки
Смотрит птичьими глазами
И несет белиберду
– Я, говорит, его найду
Черные пальцы сжимают вилку
Бледное веко подмигивает
– Сам понимаешь, графит…
Как древесина
Весь источен
Худой
Как мученик
Рабочий
«Посреди белесой тундры…»
Посреди белесой тундры
Шатаются андры
И ондры
Машут крыльями индры
И посвистывают сондры
Кондры
Опускаются на снег
В глубине белесой тундры
Замерзает человек
«Дети…»
Дети
Орут во дворе
Как эти
Ну как их – кураре
(Не кураре
Кураре – это яд)
Как шимпанзе
Они визжат
Они голосят
Как Еще Не Люди
А полярное Солнце
Уходит за Белое море
И на полгоризонта —
Закат
И завод
«За гостиницей белое поле…»
За гостиницей белое поле
Это поле —
Северный полюс
– Товарищ Папанин
Как вы сюда попали?
«В архангельских лесах…»
В архангельских лесах
Спасался некогда монах
Давно на небесах
Монах
Мы валим лес
И водку пьем
Темно
В архангельских лесах
«Продается…»
- 123 . . . последняя (13) »