РуЛиб - онлайн библиотека > Шпаковский Вячеслав > Исторические приключения > Трудолюбивое Средневековье

Читаем онлайн «Трудолюбивое Средневековье»

Вячеслав Олегович Шпаковский Трудолюбивое Средневековье

При оформлении использованы изображения, взятые в «Die Hausbücher der Nürnberger Zwölfbrüderstiftungen».


© Шпаковский В. О., текст, 2024

© ООО «Издательство АСТ», 2024

Трудолюбивое Средневековье

Родился в 1954 году в Пензе. Окончил Пензенский государственный педагогический институт им. В. Г. Белинского по специальности «История и английский язык», кандидат исторических наук (1988), доцент (1995). С 1982-го по 2017 год работал преподавателем Пензенского государственного университета. Первая статья в газете опубликована в 1977 году. В журнале – в 1980-м. Член союза журналистов РФ и Международной федерации журналистов. Публиковался в журналах Австралии, Великобритании, США, Чехии, Бельгии, Болгарии, Японии, СССР и РФ.

На тему о рыцарях и их вооружении им были опубликованы следующие книги: «Рыцари Средневековья» («Просвещение», 1997), «Рыцари Востока» («Поматур», 2002), «Рыцари. Всемирная детская энциклопедия» («Эксмо», 2002), «Рыцари. Замки. Оружие» («Росмэн», 2005), «Атлас самураев» («Росмэн», 2005), «Рыцари. Школьный путеводитель» (А.В.К.-Тимошка», 2006), «Крестоносцы. Школьный путеводитель» («БКК»,2007), «Рыцарское вооружение Запада и Востока (Современная англоязычная историография)» (Germany, Lambert Academic Publishing, 2012), «История рыцарского вооружения» («Ломоносовъ», 2013), «Самураи. Первая полная энциклопедия» («Яуза/Эксмо», 2016), «Крестоносцы. Первая полная энциклопедия» («Яуза/Эксмо», 2018). Издательством АСТ в 2023 годы опубликована книга «Исторический атлас. Блестящее Средневековье: рыцари и замки». В соавторстве с английским историком, профессором Дэвидом Николем четыре книги были написаны специально для англичан и опубликованы в Англии издательством «Osprey Publishing»: «Kalka River 1223. Genghiz Khan’s Mongols invade Russia» (Campaign 98). 2001, «Medieval Russian Armies 1250–1500». (Men-at-Arms № 367). 2002, «Armies of Ivan the Terrible. Russian troops 1505–1700». (Men-at-arms № 427). 2005, «Armies of the Volga Bulgars & Khanate of Kazan 9th–16th Centuries. (Men-at-arms № 491). 2013.

Предисловие

Каким представляется нам Средневековье, какие ассоциации вызывает у нас это слово? Ну, прежде всего, конечно, мы вспоминаем рыцарей «закованных в металлические доспехи», а ещё их замки, стоящие на холмах, отвесных скалах, любо на островке посредине реки или озера. Кто-то вспомнит рассказы туристических автобусных гидов, которые сообщают о Средневековье подчас вещи совершенно удивительные: например, что рыцари, одетые в доспехи так прямо в них, и облегчались, что мечи, которыми они сражались, весили по пуду и более, и что, разумеется, они годами не мылись и прозябали в грязи.

Ну, ну и, конечно, что в Средние века все время люди только тем и занимались, что воевали. При этом они грабили всех подряд, а жилища и сельские нивы сжигали, дабы причинить вред соседям. Кто-то вспомнит ещё и о феодальном праве «первой ночи», и полном бесправии крестьян перед своим могущественным сеньором.

Одним словом, вся жизнь в то время была ну совершенно беспросветной, «все было мрак и вихрь». Люди не жили, а выживали, да и ещё вдобавок массами умирали от чумы. Так что ничего хорошего в ту эпоху вроде бы не было. Но… если люди только тем и занимались, что воевали и грабили, то… когда же они создавали все то, что потом разграблялось? Следовательно, и воевали не все время, да и время на производительный труд оставалось, не так ли?

Средневековье – это мир каменных замков, которых в Европе построено более 15000. Но ведь кто-то же их строил, и кто-то кормил тех, кто строил? А ещё в Европе строились города и соборы, и ведь опять-таки этих людей нужно было кормить. Допустим, что крестьяне в деревнях сами шили себе одежду. Но тем же самым строителям одежду кто-то же должен был шить! Носили покупную одежду (и обувь) горожане, как торговцы, так и ремесленники, носили её их жены, прислуга, наёмные солдаты, оберегающие покой горожан. Людям требовались перчатки, кошельки, конская упряжь, седла для лошадей, посуда и женские украшения, сундуки и стулья, лавки и двери, а ещё замки к этим дверям, петли, на которые их вешали, иголки и нитки, прялки и ткацкие станки. Словом, всем тем, кто жил в эпоху Средневековья требовалась масса самых разных вещей, которые должны были производить люди самых разных специальностей.

До нашего времени сохранилась «Книга ремесел» 1263 года, в которой описываются требования к ремесленникам города Парижа и приводятся законы, регулирующие их деятельность. Так вот, из неё становится ясно, что в это время в Париже существовало более 100 самых разных цехов, объединяющих самых разных производителей, выпускавших тысячи наименований товаров. Причем, с каждым годом и цехов, и производимых ими товаров становилось все больше! А все потому, что рыночные отношения мало-помалу развивались и совершенствовались орудия труда.

То есть можно вполне доказательно утверждать, что Средневековье было временем трудолюбивых и мастеровитых людей, которые даже при помощи самых простых инструментов могли создавать (и создавали!) массу прекрасных вещей,