РуЛиб - онлайн библиотека > Ницше Фридрих > Зарубежная классическая проза > Полное собрание сочинений в 13 томах. Том 5

Читаем онлайн «Полное собрание сочинений в 13 томах. Том 5»

* КУЛЬТУРНАЯ
Институт философии
Российской академии наук
Фридрих Ницше
полное собрание
сочинений
в тринадцати томах
Редакционный совет
П.П. Гайденко, A.A. Гусейнов,
СВ. Казачкову В.Н. Миронову
Н.В. Мотрошилова, В.А. Подорога,
К.А. Свасьян, Ю.В. Синеокая,
H.A. Эбаноидзе
Издательство
«Культурная Революция»
Москва
Институт философии
Российской академии наук
Фридрих Ницше
полное собрание
сочинений
Пятый том
По ту сторону добра и зла
К генеалогии морали
Случай «Вагнер»
Перевод с немецкого
Издательство
«Культурная Революция»
Москва го 12
ББК 87.3 Герм
Н70
ПереводН.Н. Полилов, К А Свасьян
Общая редакцияН.Ъ. Мотрошилова («По ту сторону добра
и зла», «К генеалогии морали»), И.А. Эбаноидзе («К гене­
алогии морали, «Случай "Вагнер"»)
Сверка, научноередактирование А.Г. Жаворонков,
Н.В. Мотрошилова, И.А. Эбаноидзе
Подготовка примечаний АХ. Жаворонков, И.А. Эбаноидзе
Оформлением. Бернштейн
Ницше, Фридрих.
Н70
Полное собрание сочинений: В 13 томах / Ин-т фи­
лософии.— М.: Культурная революция, 2005Т. 5: По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. Слу­
чай «Вагнер»./ Пер. с нем. H.H. Полилов, К.А. Свасьян. 2012.-480 с.
ISBN 978-5_25°"°609б-7
В пятый том полного собрания сочинений Ф. Ницше вошли
центральные философские работы немецкого мыслителя, в ко­
торых наиболее последовательно изложено его учение о морали
- «По ту сторону добра и зла» и «К генеалогии морали», - а также
памфлет «Случай "Вагнер"». Знакомые нашему читателю по пре­
дыдущим изданиям переводы Н. Полилова и К. Свасьяна были
тщательно сверены и отредактированы, перевод «Случая "Ваг­
нер"» - частично переработан. Издание снабжено обширными
примечаниями, отражающими, в частности, историю работы Ниц­
ше над этими произведениями.
Издано при поддержке Д. Фьюче и сайта vrum).nietzsche.ru.
© Культурная революция, 2012
© КА Свасьян. Перевод, 2012
© Н.В. Мотрошилова, И.А. Эбаноидзе. Редакция перевода, 2012
© А.Г. Жаворонков. Подготовка примечаний, 2012.
© И. Бернштейн. Оформление, 2012
Содержание
7
П о т у С т о р о н у д о б р а И ЗЛа (пер. Н. Полилова)
Предисловие
g
Раздел первый. О предрассудках философов
13
Раздел второй. Свободный ум
37
Раздел третий. Религиозное существо
59
Раздел четвертый. Афоризмы и интермедии
ηη
Раздел пятый. К естественной истории морали
gg
Раздел шестой. Мы, учёные
i2i
Раздел седьмой. Наши добродетели
141
Раздел восьмой. Народы и отечества
167
Раздел девятый. Что благородно?
îgi
На высоких горах. Заключительная песнь
225
2 2 9 К Г е н е а л о г и и м о р а л и (пер. К. Свасьяна)
Предисловие
231
Рассмотрение первое.
«Добро и зло», «хорошее и плохое»
241
Рассмотрение второе.
«Вина», «нечистая совесть» и тому подобное
273
Рассмотрение третье.
Что означают аскетические идеалы?
Зх5
3 8 3 С л у ч а й « В а г н е р » {пер. Н. Полилова)
Предисловие
3^5
Случай «Вагнер».Письмо из Турина. Май ι888 ....387
Дополнение
411
Второе дополнение
4*6
Эпилог
4Х9
423 Примечания
По ту сторону добра и зла
Прелюдия к философии будущего
Предисловие
Предположим, что истина есть женщина, - как? разве не
обоснованно подозрение, что все философы, поскольку
они были догматиками, плохо понимали женщин? что ужа­
сающая серьезность и неуклюжая назойливость, с которой
они до сих пор имели обыкновение относиться к истине,
были неловким и непристойным средством для того, чтобы
пленить именно женщину. Да она и не дала себя пленить
- и всякого рода догматика стоит нынче с печальным и уны­
лым видом. Если только она вообще еще стоит! Ибо есть
насмешники, утверждающие, что она пала, что вся догма­
тика распростерта на земле, даже более того, - что она на­
ходится при последнем издыхании. Говоря серьезно, есть
довольно прочные основания для надежды, что всякое дог­
матизирование в философии, какой бы торжественный вид
оно ни принимало, как бы ни старалось казаться чем-то по­
следним и окончательным, было всего лишь благородным
ребячеством и только зачином; и, быть может, недалеко то
время, когда снова поймут, чего, собственно, уже хватило
бы, чтобы послужить фундаментом для таких величествен­
ных и безусловных философских построек, какие возво­
дились до сих пор догматиками, - какое-нибудь народное
суеверие из незапамятных времен (например, суеверие ду­
ши, которое еще и сейчас не перестало бесчинствовать,
приняв вид суеверных понятий «субъект» и Я), быть может,
какая-нибудь игра слов, какой-нибудь грамматический со­
блазн или смелое обобщение очень узких, очень личных,
очень человечески-слишкомчеловеческих фактов. Фило­
софия догматиков, будем надеяться, была всего лишь обе­
щанием на тысячелетия вперед, подобно тому как еще ра­
нее того обстояло дело с астрологией, на которую