РуЛиб - онлайн библиотека > Кёлер Карл > Дом и семья: прочее > История костюма

Читаем онлайн «История костюма»

Карл Кёлер История костюма. Одежда прошлых веков с наглядными выкройками для создания точных копий


«История костюма» картинка № 1

CARL KÖHLER

A HISTORY OF COSTUME


«История костюма» картинка № 2

WITH OVER 600 PATTERNS AND ILLUSTRATIONS


«История костюма» картинка № 3

«История костюма» картинка № 4

«История костюма» картинка № 5

© Перевод, ЗАО «Центрполиграф», 2022

© Художественное оформление, ЗАО «Центрполиграф», 2022

Предисловие

Разглядывая драгоценные музейные реликвии — старинную одежду, сохраненную искусными любящими и заботливыми коллекционерами, мы прежде всего отмечаем покрой, цвет и фактуру ткани. Нам интересно, какое впечатление производил человек в этом наряде, как создавали выкройки и шили платье с учетом модных веяний своего времени.

Живописец Карл Кёлер, будучи знатоком своего дела, глубоко изучал искусство создания одежды. Книга Кёлера лучшая среди подобных не только благодаря подробному и полному описанию всех стадий развития костюма, но и обширным знаниям автора практической стороны предмета, его тщательному исследованию техники кройки и шитья. В книге даны исчерпывающие ответы на все вопросы, связанные с практической стороной искусства портных прошлых веков.

Редактируя работу Кёлера, мы попытались ответить на важные вопросы, которые другими авторами полностью игнорировались или только упоминались. Недостаточно описать исторический костюм словами. Покрой одежды не обрисовать словами; мы должны увидеть линии кроя и только потом оценить их эффект.

Все измерения на рисунках приведены в сантиметрах. Для подгонки по фигуре следует вносить соответствующие изменения в выкройку, сохраняя пропорции. Многие новые выкройки, добавленные к тем, что были в книге Кёлера, сделаны по фотографиям костюмов или взяты из журналов мод рассматриваемого периода. Костюмы на фотографиях выполнены из оригинальных старинных тканей, каждая деталь по возможности выдержана в стиле своего времени. Кружева, украшения, платки и т. д. — все подлинное. Почти вся обувь — копии экспонатов из Национального театра Мюнхена. Оттуда же взяты брюки для некоторых мужских костюмов.

Эмма фон Зихарт


«История костюма» картинка № 6
Немецкое женское платье XII в.

Введение

В этой книге я постарался изложить историю развития костюма, основываясь на конкретных примерах. Я убежден, что только самобытный костюм, если он доступен, демонстрирует тенденции в одежде, преобладавшие в конкретную эпоху. Мы слишком поспешно отказываемся от идей костюмов давно минувших дней в угоду современным понятиям о прошлом. Воспроизводя исторические костюмы, мы уничтожаем особенности их стиля, поэтому они лишь похожи на оригинальные модели. Я решил дополнить книгу фотографиями, чтобы спасти драгоценные оригинальные костюмы от неминуемого тлена и сохранить их особенное очарование для будущих поколений. Конечно, чем больше проходит времени, тем труднее сохранять образцы самобытной одежды. Благодаря изучению и поискам мы располагаем превосходными образцами одежды людей бронзового века, а также тевтонов и жителей Северо-Западной Европы XIII–XV вв., однако и в этой сфере требуются дополнительные исследования.

По поводу сведений о старинных костюмах, почерпнутых из произведений искусств, необходимо сказать следующее. Художник часто использует шаблон платья прошлых веков либо потому, что оно соответствует его эстетическим пристрастиям, либо оттого, что чувствует себя человеком прежней эпохи. Поэтому период, к которому относится произведение искусства, иногда крайне мало связан с изображенным на полотне костюмом. По этой причине произведения искусства не всегда позволяют получить точную информацию.

Картина — результат воображения художника, который дополняет и приукрашает одеяния, если они ему не нравятся, отчего на картине редко увидишь абсолютно точное воспроизведение костюма конкретной эпохи. Это особенно характерно для великих живописцев. Мы верим, что люди прежних эпох одевались так, как их изображают на картинах. Разве кому-нибудь придет в голову, что Тициан или Рафаэль «отклонялись» от модного направления в одежде при создании своих полотен? Иначе обстоит дело с менее известными художниками. Чаще всего их картины помогают изучать историю костюма. Аккуратность, с какой они воспроизводили модные и незначительные детали одежды, для историка моды важнее их художественного дарования.

Работая со старинными самобытными костюмами, я часто поражался большой разнице в росте между нынешними людьми и их далекими предками. Мужчины и женщины, невидимому, стали полнее и