РуЛиб - онлайн библиотека > Моисеева Майя > Мировая история > История танца. От хоровода до тарантеллы

Читаем онлайн «История танца. От хоровода до тарантеллы»

Майя Моисеева История танца. От хоровода до тарантеллы


«История танца. От хоровода до тарантеллы» картинка № 1
Мы должны считать потерянным каждый день, в который мы не танцевали хотя бы раз.

Ницше
Танец — это ведь почти объяснение В ЛЮБВИ.

Достоевский

«История танца. От хоровода до тарантеллы» картинка № 2
ТАНЦОРЫ — это АТЛЕТЫ БОГА.

Эйнштейн
Да, танцы прелестью своей в полёте, в радостном порыве красавиц делают красивей, дурнушек делают милей. Мне жаль, что пляске грациозной мы не учились до сих пор.

Лопе де Вега

«История танца. От хоровода до тарантеллы» картинка № 3
Все болезни человечества, все трагические несчастья, заполняющие исторические книги, все политические ошибки, все неудачи великих лидеров возникли только лишь из-за неумения танцевать.


Мольер
Оформление художника Я.А. Галеевой


Немного о танце

Танец — поэма,

в ней каждое движение — слово.

Мата Хари

Первый танец

В древние века мимика — первый язык человечества — была неразрывно связана с танцевальным искусством.

Источник танца начинается в эмоциональном ощущении, которое человек хочет выплеснуть наружу. Так возник первобытный танец.

Первобытный человек танцевал по разным поводам. В ритмических подскоках, в сопровождении радостного (даже экстатического) крика благодарил богов за хороший урожай, танцем выпрашивал у них дождя или погоды. Танец был выражением сожаления по потере близких лиц, им отгоняли также болезни и несчастья.

Предполагается, что танцевальные движения использовались первобытными людьми ещё до появления речи. Так они могли донести друг другу свои эмоции и переживания. Для первобытного человека танец — это способ мышления. Танцем человек первобытного общества выражал не только переживаемые эмоции, но и свой повседневный быт. Первобытный танец возник до музыки и существовал первоначально под ритм простейших ударных инструментов.

Танец был сравним с некоей формой колдовства, которое давало чувство свободы и единения человека с природой. Первобытные танцоры, ощущая себя в единстве с потоком космической энергии, верили, что танцевальные движения, фигуры и жесты помогают контролировать природные стихии, невидимые силы космоса.

Эта вера легла в основу сложного символизма древних танцев, призванных заклинать дождь и солнце, плодородие, военный успех, плодовитость людей, избавление от несчастий, призывать милосердных духов и умиротворять злых.

Первобытные танцы обычно исполнялись группами. Такие групповые танцы (хороводы) имели конкретное предназначение, целью которого было изгнание злых духов, исцеление больного, отведение беды от племени.

Участие в танце большого количества людей сопровождалось верой в то, что это усиливает помощь богов. Самое распространённое движение здесь — это топанье. Возможно потому, что оно заставляет землю трепетать и покоряться человеку.

Основу первобытных танцев составляли магия и ритуал. Движения, совершаемые в ходе ритуального действия, всегда были как-то направлены, имели строго определённую цель.

Всякий танец знаменовал соединение человека с могущественными космическими энергиями, необходимыми для переживания важных, этапных событий в его жизни: рождение — вступление во взрослую жизнь — вступление в брак — рождение потомства — охота — война — смерть.


«История танца. От хоровода до тарантеллы» картинка № 4
Тотемический танец племени оджоби


В тотемических плясках разных племён отчётливо проявляется их основная особенность — полное уподобление духу-покровителю.

В тотемических танцах человек буквально преображался, становился похожим на изображаемое животное. В этих древнейших плясках бывали и сюжеты из сцен охоты, игры в птиц и зверей. Перевоплощение в какого-либо зверя помогало набраться храбрости, выносливости, свойственной тому или иному животному.

У каждого племени было своё священное животное, которому покланялись, в честь которого танцевали. Оно их за это награждало в бою всеми своими ценными качествами, принося удачу и победу.

Эти танцы всегда были динамичны, в них подчёркивались движения, а не позы.

В охотничьих плясках мужчины тренировали свою наблюдательность, учились выслеживать зверя, маскироваться.

Что касается женских обрядов, то это были обряды огня и продолжения рода, растительных сил природы, размножения животных и