РуЛиб - онлайн библиотека > Любимов Лев > Искусствоведение > Искуство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии

Читаем онлайн «Искуство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии»

Лев Дмитриевич Любимов
Искуство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии

Книга для чтения


«Искуство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии» картинка № 1

Лев ЛЮБИМОВ


ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

МОСКВА. «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1976.

7И Л93


Любимов Л. Д. Л93 Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение в Италии. Книга для чтения. М., «Просвещение», 1976. 319 с. с ил.


Труд Л. Д. Любимова является продолжением уже выпущенных издательством книг этого автора по истории искусств («Искусство древнего мира», «Искусство Древней Руси»). Новая работа в популярной форме знакомит юного читателя с развитием западноевропейского искусства средних веков и итальянского Возрождения.

В книге повествуется о значительном вкладе культуры средних веков в сокровищницу художественных ценностей, созданных человечеством, о величайшем прогрессивном перевороте, совершенном в эпоху Возрождения, характеризуется новый эстетический идеал, подробно рассматривается творчество крупнейших художников.

Эта книга предназначена для старших школьников, студентов и для всех интересующихся искусством. Она также окажет помощь учащимся на факультативных занятиях по изобразительному искусству.


60601-720

Л____________________ 256-76 7И

103(03)-76


Издательство «Просвещение», 1976 г.


«СМОТРЕТЬ, А НЕ РАССКАЗЫВАТЬ…»


В письме, набросанном под свежим впечатлением от посещения Эрмитажа, Герцену захотелось передать содержание некоторых особенно поразивших его произведений живописи. Однако, очевидно, не удовлетворенный написанным, он так оборвал свои рассуждения:

«Ну, да картины надобно смотреть, а не рассказывать».

Каждому пишущему о пластических искусствах хорошо знакомо это чувство неудовлетворенности, бессилие передать словами то, что воспринимается зримо, будь то картина, статуя или колоннада.

Так и хочется сказать юному читателю:

- Что наши слова!… Посмотри сам, постарайся разглядеть, что именно хотел, что сумел выразить художник, - только тогда ты постигнешь значение и уровень произведения искусства.

Пластические искусства не исключение.

Ведь словами не передать ни музыки, которую надо слушать восприимчивым ухом, ни истинной сущности поэмы, трагедии или романа, которая ведь не исчерпывается сюжетом или характерами героев.


* * *

И все же в настоящих очерках мы нередко прибегаем к описаниям, анализам, рассуждениям. Но цель наша одна: помочь читателю, особенно молодому, научиться смотреть на создания живописи, ваяния и зодчества, смотреть осознанно, восприимчиво, широко открытыми глазами, преодолевая преграду непривычного, когда это создание иной, уже далекой эпохи. Ведь художественное образование как раз предполагает познание неких идеалов гармонии и красоты, которые в различные времена воодушевляли художественный гений того или иного народа, отражая высшие устремления и чаяния народной души. Оно предполагает ощущение живой связи искусства с этими чаяниями и устремлениями, чтобы наш современник распознал в подлинных вершинах художественного творчества давно исчезнувших поколений то вечно прекрасное, что делает их достижения общечеловеческими, значит, созданными и для нас.

Великое художественное произведение может дать каждому, постигшему его сущность, самую высокую радость, облагораживающую все его мироощущение.

«Мне лично ощущение высшего счастья дают произведения искусства, - говорил Альберт Эйнштейн. - В них я черпаю такое духовное блаженство, как ни в какой другой области…»

И он пояснил, как, каким путем он обретает это блаженство:

«Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель… Мне нет надобности заниматься для этого литературным анализом или исследовать какие-нибудь психологические тонкости - ведь все равно все подобные исследования никогда не проникнут в ядро такого творения, как „Братья Карамазовы". Схватить это ядро может только чувство, которое освобождается от томительного времени и светло ликует, когда поэт приносит ему этическое удовлетворение. Да, именно так: „Этическое удовлетворение!" Я не могу найти другого слова».

В художественном творчестве человек соперничает с природой, завершает дело природы и даже возвышается над ней, причем именно художественное творчество знаменует истинное призвание человеческого рода во всем его бытии.

Об этом хорошо сказано у Горького:

«Человек по натуре своей - художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту… Он уже создал вокруг себя вторую природу, ту, которая зовется культурой».

Это очень глубокая мысль. Мы знаем, что искусство отражает осознанный человеком реальный мир. Но вторая природа, второй мир тоже реальность, ибо, по словам Ленина, «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» [1].

[1 Ленин В. И. Полн. собр. соч.